Уроки переезда Волжская магистраль

Уроки переезда

Людмила Евсеева, дежурная по переезду Дзержинской дистанции пути

В ЖИЗНИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ТАКИЕ ДНИ (И ДАЖЕ ЧАСЫ, МИНУТЫ), КОТОРЫЕ РАССТАВЛЯЮТ ВСЁ ПО СВОИМ МЕСТАМ. ОНИ ЧЁТКО ДАЮТ ПОНЯТЬ И ТЕБЕ САМОМУ, И ВСЕМ, КТО РЯДОМ, ЧЕГО ТЫ СТОИШЬ – КАК ЧЕЛОВЕК, КАК СПЕЦИАЛИСТ, КАК ГРАЖДАНИН, СВОИМ ЛИ ДЕЛОМ ЗАНИМАЕШЬСЯ.

НА СКОРОСТНОМ УЧАСТКЕ

Для Людмилы Евсеевой «временем Ч» стало 31 июля 2017 года. Та самая секунда, когда она, дежурная по переезду на 363 километре, заметила серьёзную неисправность в вагоне проходящего грузового поезда. Решение об остановке было принято моментально.

363 километр – это недалеко от Гороховца. Скоростной участок. И требования к обеспечению безопасности движения здесь особенно высоки. Молнией мимо поста дежурного по переезду пролетают «Ласточки» и «Стрижи», торопятся в пункт назначения другие пассажирские поезда, мерно, с достоинством отсчитывают свои километры грузовые.

На часах была уже половина шестого вечера, близился конец смены, когда раздался привычный гудок и со стороны Нижнего появился 2811-й. Такими же привычными и обыденными были действия дежурной. Сигнальный флажок в руке. Глаза «пропускают» за вагоном вагон: всё в порядке, и в следующем, и дальше… Внимание – на пределе.

Дежурные по переезду, наряду с дежурными по станции, работниками охраны, – одно из звеньев шахматного контроля. Да и любой железнодорожник, находящийся на линии, даже в нерабочее время, обязательно повернётся лицом к проходящему поезду. На всём пути следования состав постоянно осматривают то с одной, то с другой стороны.

В хвостовой части взгляд Людмилы «цепляется» за цистерну. Так и есть: ослаб котловой пояс. Казалось, ещё немного – и он «развяжется» полностью. Нет, цистерна, конечно, устоит. Однако металлический пояс может нарушить габарит соседнего пути, а это прямая угроза безопасности движения. Раз, два, три… Цистерна была восьмой с хвоста поезда.

По радиосвязи Людмила сообщила о неисправности машинисту. Заметила, как поезд сбавил ход. Затем – звонок дежурному по станции Гороховец, чтобы убедиться, что её правильно поняли.

– Похоже, что неисправность возникла перед самым переездом, – прикидывает Людмила Георгиевна. – Ведь поезд только-только прошёл через мост, там охрана выставлена с обеих сторон. Однако сообщения о неисправности от них не поступало. Ведь мы, в случае чего, при малейшем подозрении на неисправность, созваниваемся с соседними постами безопасности, просим проверить. Может быть, крепление на поясе уже начало раскручиваться, но это ещё не было заметно. А в кривой, что сразу после моста, цистерна накренилась, крепление раскрутилось ещё больше, зазор между котлом и поясом стал заметнее. Да и при выходе из кривой у поезда скорость ниже: вагоны легче рассмотреть.

Поезд остановили на станции Чулково – для устранения неисправностей. Вагонники подтвердили: угроза безопасности движения действительно была.

КРУТОЙ ПОВОРОТ
Ну а сама Людмила Георгиевна ещё раз убедилась: с выбором места работы, сделанным уже в зрелом возрасте, она не ошиблась. Хотя всегда считала, да и сейчас убеждена, что призвание её всё-таки педагогика.

С юности Людмила серьёзно занималась спортом. Получив аттестат зрелости, без труда поступила во Владимирский педагогический университет, на отделение «Физическая культура и спорт». Работала в средней школе. Однако из-за реформ в системе образования, объединения классов – нагрузки для учителя физкультуры стало не хватать. И зарплата упала, и педагогический стаж прерывался, рассчитывать на досрочную пенсию по выслуге лет не приходилось. Тут Людмила Георгиевна и задумалась о другой работе. Нужна была стабильность, уверенность в будущем. В 2010-м она пришла на железную дорогу, а последние годы работает дежурной по переезду.

Разговор наш происходит на посту дежурного.
– … вы проследовали 363-й километр, у вас не горит правый буфер, как меня слышите? – это работающая в ту смену Ольга Перовская вызывает локомотивную бригаду.

– Вот так и Людмила общалась с машинистом в тот день, когда обнаружила неисправность в цистерне, – это уже пояснения для репортёрской группы. – Только замечание было куда серьёзнее.

– Людмила Георгиевна, а вы хотя бы раз пожалели, что пришли на железную дорогу?

– Ни разу, хотя школу – да, жалко.

– Насколько сложна для вас эта работа?

– Непростая. Дежурный по переезду должен быть очень сосредоточенным и внимательным. Нужна достаточно хорошая физическая подготовка. Подтягивать и менять болты, чем нам тоже приходится заниматься, – работа не для слабых. А зимой снег: досыта накидаешься, пока расчищаешь переезд. И за машинами надо успевать следить…

НА ЗАПРЕЩАЮЩИЙ
Были экстремальные ситуации, когда необходимо срывать пломбу с кнопки заграждения.

– Самая первая была в начале моей работы дежурной по переезду. Запрещающий сигнал, машина на путях… Тогда и опыта не было, и такой, как сейчас, реакции. Но сработал инстинкт страха. Первые полгода вообще всего боишься: как бы чего не случилось.

Недавний случай – 1 августа. Сработала звуковая сигнализация. Поезд шёл на приближение. А водители легковых автомобилей на запрещающий сигнал не реагируют. Начал опускаться шлагбаум – одна машина слегка притормозила, «подумала» и… двинулась дальше. Попала как раз в устройство заграждения, которое уже поднималось. Водитель дал по тормозам – машина заглохла на втором пути.

– Действовала я на автомате, – вспоминает Людмила Георгиевна. – На занятиях нам постоянно рассказывают о возможных нештатных ситуациях, о реальных случаях на переездах. И повторяют: срываем, срываем, срываем… И я нажала на кнопку заграждения.

Поток машин в последние годы заметно увеличился. Далеко не каждый водитель отличается хорошим воспитанием и крепкими нервами. Всякое от них можно услышать, пока машины стоят перед закрытым шлагбаумом и противотаранным устройством. Перед проходом «Ласточки» или «Стрижа» паузы длинные: движение автомобилей через переезд останавливается за 15 минут.

– Впрочем, люди всякие встречаются. Многие с пониманием относятся к этому. Пошутят, пожелают удачной смены, а мы им –
счастливого пути.

ПО БРЯНСКОМУ МЕТОДУ
Общение с водителями – тоже часть работы дежурного по переезду. В практику прочно вошёл так называемый брянский метод, направленный на профилактику ДТП на переездах. В паузе между поездами дежурный опускает шлагбаум, останавливает поток машин, чтобы подойти к водителям и ещё раз напомнить им правила безопасного пересечения переезда.

– Раз в месяц каждая из нас проводит такие беседы. Реакция разная. Если подходишь с пустыми руками, надеясь на силу устного слова, то могут просто отшутиться. А если в руках какое-то наглядное пособие – совсем другое дело.

У каждой дежурной свои приёмы работы по брянскому методу. На основе материалов, которые приходят из дистанции, Людмила составляет памятки и распечатывает их на домашнем принтере. Но и это ещё не всё. Вручённую на переезде листовку водитель может выбросить через пару километров: мол, я и так всё знаю. Значит, на обратной стороне должна быть информация, которая заставит сохранить памятку. Какая именно – Евсеева спрашивала у самих водителей. Так появилась идея разместить на листовках расписание – закрытия переезда на 363 километре для пропуска скоростных и высокоскоростных поездов.

– Иногда протягиваешь водителю памятку, а он: «Спасибо, у меня уже есть, вы её мне дали в прошлом месяце». – «Ну, тогда я вас поспрашиваю по ней, проверю ваши знания». Всё-таки школа так до конца Людмилу Георгиевну не отпускает.

ПОЗДРАВЛЯЕМ
На переезде их четверо дежурных. Самый опытный работник – Ольга Пялина. Авторитет у неё безоговорочный. Подскажет. Посоветует. Направит. Ольга Перовская и Наталья Малафеева пришли сюда уже после Людмилы.

– Коллектив у нас очень дружный. Друг за друга всегда переживаем, помогаем чем можем.

И, разумеется, коллеги порадовались за Людмилу, когда ей вручали награду за обнаруженную в проходящем поезде неисправность. Место и время для этого выбрано как нельзя более подходящие. Людмилу Евсееву поздравляли во время техучёбы, на которую собрались дежурные по переезду со всей Дзержинской дистанции пути.

А вручили ценный подарок представители эксплуатационного вагонного депо Горький-Сортировочный – как знак благодарности руководства и коллектива предприятия за её профессионализм и бдительность.

– Будь она чуть менее внимательна, неисправность в цистерне могла привести к очень серьёзным последствиям, – говорит осмотрщик по шахматному контролю ВЧДэ-3 Геннадий Морозов. – Случай этот показал не только профессионализм работников Горьковской железной дороги, но и действенность шахматного контроля. А на тех-учёбе мы ещё раз рассказали дежурным, какие неисправности можно обнаружить во время такого осмотра.
Автор: Марина Галкина