Храброе сердце Волжская магистраль

Храброе сердце

Николай Бобылев, дорожный мастер 13 линейного участка 3-го эксплуатационного участка ПЧ-10



Без страха и упрёка. Именно так  отзываются коллеги о Николае Бобылеве.  Ведь именно правильные действия дорожного мастера 13-го линейного участка 3-го эксплуатационного участка Кировской дистанции пути во время чрезвычайных ситуаций, связанных с возгоранием зданий, помогли избежать гораздо более серьёзных последствий.

Как сделать правильный выбор, когда для принятия решения есть лишь несколько секунд? Ведь скорость распространения огня во время пожаров зачастую очень высока.
– Нужно верно оценить ситуацию и начинать действовать в тех направлениях, которые наиболее уязвимы, – так отвечает на озвученный выше вопрос Николай Бобылев.
Он вспоминает тот жаркий июльский день.  В один из нечастых своих выходных, вместе с детьми и собакой, они дружно погрузились в автомобиль. Одно из увлечений Николая – поиск старинных монет с помощью металлоискателя.
– Есть у меня старинная карта по межеванию земель, составленная ещё во время правления Николая I. При её прочтении чётко видно, где раньше располагались населённые пункты. Этих сел и деревень уже нет на современных картах, но именно там можно отыскать уникальные находки. Пусть они и не стоят миллионы, но просто держать в руках найденную монету
XIX века – это уже словно прикоснуться к истории нашей страны, –
рассказывает Николай.
Столб чёрного дыма над одним их частных домов – вот что увидели Николай и его дети на окраине своей родной деревни Чуваши Кирово-Чепецкого района. Остановив машину, Бобылев сразу же пошёл выяснять, что случилось. Толпа местных жителей и пожилая супружеская пара – хозяева горящего коттеджа – растерянно наблюдали, как зарево пожара с деревянных дворовых построек быстро переходит на крышу.
– Кто-то снимал видео на мобильный телефон, подростки делали селфи на фоне горящего дома…  Я понял, что нужно брать ситуацию в свои руки, – говорит Николай.
От местных жителей он узнал –
пожарные расчёты вызваны. Только вот выехали они из Зуевки и Кирово-Чепецка, и время в пути до Чувашей составит не менее 50 минут.  Июльская жара и лёгкий ветерок – пламя расходилось быстро. Несколько минут –
и яркие искры уже летят на профнастил на кровле соседнего жилого дома. Ждать и наблюдать, как все, Николай просто не мог. Он вспомнил, что совсем недавно в Чувашах появилась собственная пожарная машина. Местные умельцы сотворили её сами, на основе старого автомобиля – молоковоза.
– Я сразу же позвонил главе нашего сельского поселения, назвал адрес. Машина прибыла уже через несколько минут, но тут – новая проблема, – продолжает рассказ Николай Бобылев.
Местная пожарная машина ещё ни разу не эксплуатировалась до этого дня. Оказалось, что шланги забиты пылью и ржавчиной. Николай велел всем начинать их прочищать и первым приступил к этой работе. Как только из них пошла вода и пожарные начали ликвидацию возгорания, Бобылев вместе с группой местных жителей начал выносить мебель из двух горящих домов.
– Пожарные сначала приступили к проливке второго дома, и его удалось отстоять, лишь кровля немного пострадала. А коттедж, в котором начался пожар, к сожалению, уже нельзя было спасти.  Когда прибыли расчёты из Зуевки и Кирово-Чепецка, было поздно. И я, и многие местные жители предлагали помощь пенсионерам – владельцам дома. Но у тех, к счастью, есть крепкий, надёжный тыл – взрослые дети. Они помогли родителям в восстановлении дома.  На сегодняшний день он опять как новенький. И всю мебель тоже заменили. Главное – никто не пострадал, – подводит итог Николай Бобылев.
А уже в конце сентября – ещё одно опасное происшествие. Субботним вечером, около
19 часов, произошло возгорание административного здания железнодорожной станции Ардаши. Именно в нём располагается рабочее место дорожного мастера Николая Бобылева. Начальник станции почувствовала запах дыма. Через минуту его источник был установлен: горела деревянная обшивка на торце здания.
– В тот день в Ардашах было много пассажиров на вечернюю электричку в Киров. После её отправления и начался пожар. Позже комиссия установила, что под деревянную обшивку попал непотушенный окурок, который и стал причиной возгорания, – рассказывает Николай.
В этот момент в здании был он, начальник станции и  дежурный. Вызвав пожарных, Николай Бобылев позвонил бригадиру монтёров пути, которые в этот момент были на работе.
– Четыре человека – Андрей Анисимов, Борис Хашимжанов, Алексей Змеев и Алексей Анисимов – находились в тот момент на расстоянии одного километра от станции. И, знаете, они прибежали в считаные минуты! Мы тем временем вместе с ДС Екатериной Власовой и дежурным по станции Антоном Слободиным использовали все имеющиеся у нас огнетушители и выносили из здания мебель и другое имущество. Вскоре к нам присоединилась бригада монтёров пути, – описывает происходящее до приезда пожарных расчётов Николай.
А самым важным, считает Бобылев, было не допустить прохождения «наливных»  поездов с легковоспламеняющимися грузами  мимо горящей станции. Вместе с поездным диспетчером ДЦУП именно Николай и дежурный по станции Антон Слободин сумели предотвратить трагедию. В момент пожара мимо проходили только пассажирские поезда, а нитка графика грузовых была восстановлена уже после его ликвидации.
– На следующий день мне на служебный телефон позвонил тот самый поездной диспетчер, с которым мы смогли разрешить ситуацию. Просто позвонил сказать «спасибо», что не остался в стороне и тоже предлагал решения.  Благодаря слаженной работе всех служб удалось отстоять 70% здания и не допустить ещё большей трагедии, – говорит Бобылев.
Он вспоминает три самых «горячих» года в своей жизни.
В 2003 году, 18-летним мальчишкой, он попал на срочную службу в Чечню. Вернулся домой только в 2006-м. Об этих годах Николай говорит немного, но очень ёмко:
– Мне приходилось вытаскивать сослуживцев из горящих автомобилей. Мы попадали под обстрелы. Я много раз мог подорваться на фугасе…  Есть мнение, что люди, прошедшие «горячие» точки, сильно отличаются от всех остальных. И, знаете, я соглашусь. После этих трёх лет я стал по-настоящему ценить и любить жизнь.
И всё, на этом тема разговора сразу прерывается. Он с улыбкой рассказывает о любимой жене, о детях. Дочке уже 10 лет, занимается карате, у неё замечательно получается. А сын-первоклассник в свои 7 лет уже мечтает создать вечный двигатель – с раннего детства интересуется электроникой, собирает различные системы сигнализации, сам спаивает и собирает все детали.
– В меня. Я тоже люблю работать руками. Могу, например, сам починить мотоцикл и автомобиль. Мне любая техническая головоломка всегда в радость, – вот такие разносторонние интересы у дорожного мастера Николая Бобылева.
Мы прощаемся с ним на одном из центральных проспектов Кирова. Будний день, полупустые улицы, звуки проезжающих автомобилей.
– Только не пишите обо мне, пожалуйста, как о супергерое каком-то… Я просто всегда поступаю так, как велит сердце, – говорит в завершение встречи Николай Бобылев.
Автор: Елена Минина