Внедорожник на путях ГУДОК

Внедорожник на путях

Галина Дмитриева, cигналист станции Крабовая Дальневосточной дороги



Дело было в ночную смену. Закрепив группу вагонов тормозными башмаками, Галина Дмитриева заметила в отдалении, на втором, заходящем за сопку приёмо-отправочном пути неподвижные огни. Наверное, маневровый тепловоз заехал за скалу и по какой-то причине стоит, подумала сигналист и решила проверить, что случилось.

У одной из опор контактной сети Галина увидела на путях не локомотив, а внедорожник, вокруг которого суетились парень с девушкой. Откуда здесь было взяться машине, ведь автодорога идёт выше по сопке? Оказалось, джип потерял управление и слетел с 25-метровой высоты прямо на железнодорожное полотно, въехав передними колёсами аккурат между рельсов.

– Не знаю, был водитель трезвый или нет, но трезвым так не везёт, – говорит сигналист.

По второму пути мог в любой момент поехать поезд: либо с соседней станции Рыбники, либо с другой стороны – с Мыса Астафьева. Кривая, видимость плохая, случись что – локомотив просто не успеет сразу затормозить, рассудила Дмитриева и достала телефон, чтобы позвонить дежурному по станции Крабовая Сергею Мухарямову: нужно срочно закрыть второй путь.

– Молодой человек, который был за рулём автомобиля, попытался отобрать телефон: мол, не надо звонить, сейчас подъедет помощь, машину вытянут. Он надеялся, что его машину за пять минут вытащат. Перед этим и сам пытался вырулить из колеи, да только колесо оторвал, – вспоминает Галина Дмитриева.

Железнодорожница отбежала в сторонку и всё же позвонила дежурному. Сообщение пошло по инстанциям.

Операция по освобождению путей оказалась непростой. Пригнали дрезину с краном, чтобы поднять джип, но контактная сеть не дала поднять стрелу на нужную высоту.

– У парня явно были какие-то проблемы, – рассуждает Галина. – Он позвонил маме, та моментально примчалась на такси и заявила, что в момент аварии именно она была за рулём. Возможно, у сына просто не было прав.

Убрать машину с путей удалось только под утро, но главное – безопасность движения была обеспечена. Как отмечается в приказе о поощрении Галины Дмитриевой, её действия помогли предотвратить возможное столкновение, которое принесло бы многомиллионные убытки ОАО «РЖД».

– Так на моём месте поступил бы любой железнодорожник, – настаивает Дмитриева. Хотя признаётся, на работе надо всегда сохранять бдительность и самоконтроль – главные качества сигналиста. – Вижу всё – бывает, колесо вагона заклинило или затвор сливного прибора у цистерны не закрыт. В таких случаях сразу сообщаю дежурному по станции.

В её практике был ещё один серьёзный случай. Во время командировки увидела на станции Тихоокеанская: что-то нависло над переездом. «Что-то» оказалось консолью опоры контактной сети, по переезду вот-вот должен пройти поезд. Сообщила, локомотивная бригада вовремя остановила состав и ждала, когда энергетики устранят неполадку.

Намётанным глаз стал с годами. На станции Крабовая Дмитриева трудится 20 лет, а до этого 17 лет работала машинистом компрессорных установок на судоремонтном комплексе Приморского завода. – Работа тоже была ответственная, поэтому привычка к дисциплине у меня осталась ещё с завода, – рассказывает она. – Когда началась перестройка, пошла чехарда. По нескольку месяцев не платили зарплату, потом начались сокращения. Уходить было жаль, но пришлось.

После увольнения случайно встретила знакомую, с которой вместе работали на судоремонтном, та уже устроилась на Крабовую дежурным стрелочного поста и рассказала, что на станции появилась вакансия.

– Работа стрелочника физически тяжёлая – каждые десять минут, причём в любую погоду, приходилось поворачивать стрелку, такое здесь движение поездов. К примеру, чтобы открыть один маршрут на Мыс Астафьева, надо повернуть 11 стрелок, – вспоминает Дмитриева.

17 лет назад станцию Крабовая реконструировали, стрелочные переводы включили в систему электрической централизации. Встал вопрос: что делать со стрелочниками? Но поездов меньше не стало, их нужно встречать, крепить башмаками, отправлять. И стрелочные переводы надо содержать в чистоте, в том числе при снегоборьбе. Так всех стрелочников, а это главным образом женщины, перевели в сигналисты. Дело тоже нелёгкое: один башмак весит 7 кг. Как правило, под состав нужно поставить пять башмаков, а в штормовую погоду – семь. Сколько всего их нужно за 12-часовую смену перетаскать, Галина Дмитриева не считала, но говорит, что прилично. И за день пройдёшь не меньше 15 км.

На Дальневосточной дороге станция Крабовая обеспечивает большую долю выгрузки нефтеналивных грузов. В частности, за первый квартал здесь среднесуточно выгружалось 259 вагонов. Главный клиент – ООО «РН-Находканефтепродукт», крупнейшая нефтебаза на Дальнем Востоке, которая отгружает нефтепродукты и по северному завозу, и на экспорт.

Этим летом Галина Дмитриева планирует выйти на пенсию.
– Всю жизнь работала, общий стаж 43 года, так что чем-нибудь всё равно займусь. Вот только отдохну, может быть, куда съезжу. Вообще люблю выбираться на природу, с палаткой, – говорит она.

Раньше Галина и не предполагала, что будет работать на железной дороге, хотя сама – потомственная железнодорожница. Во времена паровозов её отец чистил паровозные топки, когда наступила пора тепловозов, перешёл к путейцам, а выйдя на пенсию, работал в ведомственной охране. Умер он в конце 1970-х, тогда Галина только начинала свой трудовой путь.

– Когда уже на Крабовую устроилась, я приезжала к нему на кладбище, разговаривала с ним: «Знаешь, папа, твоя дочь железнодорожницей стала», – рассказывает сигналист Дмитриева.
Автор: Павел Усов