Непредвиденный контакт Уральская магистраль

Непредвиденный контакт

Сергей Мартынов, Феликс Анцупов, Машинист электровоза 2-го класса эксплуатационного локомотивного депо Пермь-Сортировочная и помощник машиниста



Ночь на 4 июня для локомотивной бригады эксплуатационного локомотивного депо Пермь-Сортировочная выдалась тревожной. Машинист электровоза 2-го класса Сергей Мартынов и помощник машиниста Феликс Анцупов ещё в бригадном доме, где они отдыхали перед сменой, узнали, что над Пермским краем пронеслась страшная буря, и несколько зданий в населённых пунктах вдоль железной дороги были основательно повреждены разбушевавшейся стихией.
В кабину нового локомотива 2ЭС10 бригада Мартынова садилась под проливным дождём. Он шёл всю дорогу, пока они ехали. Машинист Сергей Егорович пристально всматривался в сплошную пелену дождя. Косые струи стекали по лобовому стеклу неровными дорожками...
При следовании поезда на пятый путь станции Шумково прожектор локомотива выхватил из дождевой завесы свисавшую над путями конструкцию... Сергей успел разглядеть контактные провода. И хотя грузовой поезд шёл с порожними вагонами на небольшой скорости, вовремя предпринятое машинистом торможение спасло и бригаду, и новый локомотив от сильного электрического удара. Когда они остановились, разглядели опасно свисающий фиксатор на опоре контактной сети. Машинист тут же вызвал по рации дежурного по станции, а та уже связалась с контактниками.
– Вероятнее всего, обрыв произошёл из-за прошедшей бури, – констатировал Сергей.
Поезд, который вела бригада Сергея Мартынова, встал почти по оси станции, но его «хвост» выходил за её границы, оказывался на перегоне.
– Наш поезд планировали под обгон пассажирского, – рассказывает Сергей Егорович. – Как раз в это время было организовано «окно»: неподалёку, на станции Кордон работали специалисты по контактным сетям.
Они среагировали быстро: доехали на автомотрисе до входного светофора станции, а дальше, взяв лестницу, необходимое оборудование и инструменты, пошли пешком до места, где свисал фиксатор.
– Обрыв и свисание провода они устранили очень быстро, – вспоминает машинист. – Я тут же вслед за ними завёл поезд в границы станции, освободив пути, и в этот момент начали подходить на боковые пути «нечётные» пассажирские поезда. Задержка движения составила около восьми минут.
Если бы машинист запоздал с реакцией, мощная электродуга наверняка пришлась бы на корпус локомотива, вышла бы из строя инфраструктура ЭЧ, и этот участок пути выбыл из поездного движения...
Сергей Мартынов – опытный машинист, на железнодорожном транспорте работает 26 лет, в должности машиниста – 17 лет. Неоднократно поощрялся за свою работу, одна из последних наград – премия начальника дороги за успешную «обкатку» молодых машинистов. За свою трудовую деятельность Сергей Егорович обучил на должность машиниста электровоза пятерых помощников машиниста и продолжает наставническую деятельность. Среди тех, кого он подготовил, – и.о. машиниста-инструктора колонны № 5 Константин Давыдов.
– Сергей Егорович, как наставник, меня «обкатывал» в 2004 году, – говорит Константин Юрьевич. – Для моего первого «плеча» маршрут выбран был сложный: Пермь-Сортировочная – Шаля – Пермь-Сортировочная. Пожалуй, самый тяжёлый профиль пути на Транссибирской магистрали: большие подъёмы, большие спуски. Благодаря Сергею Егоровичу у меня всё прошло очень хорошо, я стал увереннее смотреть на свою работу. При этом я, как машинист, был «обкатан» в кратчайшие сроки и в числе первых. Это – целиком заслуга моего наставника.
Феликс Анцупов в прошлом году получил диплом УрГУПС по специальности «организация перевозок и управления движением на железнодорожном транспорте». Высшее образование не часто встречается у помощников, и это говорит о стремлении Феликса Николаевича совершенствовать свои профессиональные знания. Помощником машиниста электровоза он работает с 2009 года и вбирает в себя уникальные знания и опыт, которыми с ним делится старший товарищ.
– Сергей Мартынов успешно выполняет поставленные руководством задачи, содействует укреплению технологической дисциплины и повышению уровня безопасности движения поездов, – говорит и.о. начальника эксплуатационного локомотивного депо Пермь-Сортировочная Алексей Цуканов. – Благодаря его большому практическому опыту и отличной теоретической подготовке на участках, которые он обслуживает, обеспечивается бесперебойное движение поездов. Вносит большой вклад в улучшение работы депо по предотвращению случаев браков и безопасности движения поездов. И что особенно важно: при выполнении заданий он проявляет инициативу, самостоятельно и успешно организовывает свою работу. Кроме того, с 2012 года является профгруппоргом колонны. Активно участвует в проведении технической учёбы, рационализаторской деятельности.
По ходатайству руководства эксплуатационного локомотивного депо Сергей Мартынов и Феликс Анцупов выдвинуты на поощрение – за оперативные действия на станции Шумково, выразившиеся в применении экстренного торможения.

Автор: Владимир Андреев