
На уровне интуиции
Людмила Барабашкина, осмотрщик вагонов пункта технического осмотра эксплуатационного вагонного депо СмычкаВ конце июля осмотрщик вагонов пункта технического осмотра эксплуатационного вагонного депо Смычка Людмила Барбашина выявила дефект торцевого крепления на гружёном вагоне поезда, стоявшего на 3-м пути парка «А». Если бы такой вагон ушёл на линию, его поломка в пути могла бы привести к серьёзным последствиям.
Неисправность она обнаружила уже под утро, в конце ночной смены. Осматривали вместе с напарницей Еленой Луниной уже двенадцатый состав. Копилась усталость, но нельзя было допустить, чтобы хоть на минуту ослабло внимание. И вдруг удары молотка о сталь чуть изменили свою тональность. Людмила Барбашина остановилась…
– Людмила Викторовна обнаружила сложную и редко встречающуюся неисправность, что говорит о высочайшем уровне мастерства осмотрщика, – говорит начальник ПТО Олег Скорюпин. – Это разрушение крепления торца не смогла выявить аппаратура КТСМ, стоявшая на подходе к станции. Перегрева не было, поэтому и электронные датчики на входном посту не выдали предупреждающего сигнала… Пропуск неисправности мог привести к дальнейшей поломке обрыва шейки оси колёсной пары, её заклиниванию и исключению вращения, перегреву буксы.
– Этот вагон был построен на УВЗ в августе 2011 года, – поясняет старший осмотрщик ПТО Сергей Шмухин. – Вагон был отцеплен в текущий ремонт. Дальнейшее расследование показало, что в феврале прошлого года на Юго-Восточной железной дороге он находился в ремонтном депо ВЧДР Кочетовка. Колёсная пара была изготовлена в 1984 году, её средний ремонт был сделал в сентябре 2015 года. При вскрытии смотровой крышки обнаружено, что произошло ослабление торцевого крепления корончатой гайкой и сломана предохранительная планка, которая не даёт раскручиваться гайке.
Мастера ПТО считают, что у осмотрщиков за долгую практику вырабатывается особое чутьё, позволяющее «видеть» дефекты по их самым незначительным проявлениям, почти по интуиции. У нашей героини 27-летний опыт работы в вагонном депо.
На Средний Урал Людмила переехала вместе со всей семьёй ещё в юном возрасте из небольшой деревни в Пермском крае. В Нижнем Тагиле она поступила в ПТУ № 89, выучилась на закройщика – элитная специальность в профессиональной среде модельеров. Тогда она и не подозревала, что её главной дорогой в жизни станет стальная магистраль. Работала в известной на весь мир Нижнетагильской трикотажной фабрике. Затем неожиданный поворот судьбы: в 1990 году в 20-летнем возрасте она уходит на Свердловскую железную дорогу – слесарем по ремонту подвижного состава вагонного депо Смычка. Через
год она уже осмотрщик и больше не изменяет выбранной профессии.
– Для меня после работы закройщика вначале на дороге показалось очень трудно, – говорит Людмила Викторовна. – Свою первую ночную смену никогда не забуду. Захотелось убежать и навсегда распрощаться с этой профессией. Но я нашла поддержку: на меня огромное впечатление произвели такие профессионалы и наставники, как Ольга Цуркану и Валентина Коршунова. Они заставили поверить в себя, в свои силы. Была радость от моего первого обнаружения – трещины колеса. Мне нравился коллектив, вдохновляла большая ответственность, которая возложена на осмотрщиков. И я боялась, что пропущу, какой-то трудновыявляемый дефект, и из-за меня случится авария. До сих пор это чувство живёт во мне и помогает сосредоточиться в работе.
Муж Людмилы Викторовны работает водителем небольшого грузовика. Их старший сын Артём с детства интересовался маминой работой и, когда пришло время, поступил в Уральский государственный университет путей сообщения. Практику проходил помощником машиниста электровоза. Потом перешёл в моторвагонное депо Нижний Тагил и сейчас трудится там же – мастером участка производства. У него своя семья. Недавно – месяц назад – Артём с женой Ольгой порадовали Людмилу внуком. Бабушке ещё предстоит осознать этот факт, а пока ей хватает других забот: её младший 16-летний сын Кирилл перешёл в 10-й класс.
– Кирилл почти восемь лет занимался в городском Дворце молодёжи, пел в эстрадном коллективе студии «Робин Гуд». Ему очень это нравилось, а теперь интересы резко изменились, пока, наверное, ещё и сам не знает, кем хочет стать, – улыбается Людмила Викторовна.
– Почему не знаю? – возражает Кирилл. – Хочу, как брат, учиться в железнодорожном университете. Может быть, не стану машинистом, но точно хочу работать на железной дороге. И престижно, и денежно.
Но он понимает, что для этого надо хорошо учиться. Пока у Кирилла получается собраться с силами, когда особенно хочет порадовать маму. Например, приносит «пятёрки» в дневнике – ко дню рождения мамы. Оно у неё скоро – 2 ноября, поэтому уже надо готовиться. Его любимый предмет – математика.
Для мамы, которая столько сил отдаёт работе, успехи сына – лучшее, что может быть. Осмотрщики в депо – женщины, и семейное благополучие помогает успешно работать. Но во время смены они отстраняются от домашних дел и сосредоточиваются исключительно на работе. Результаты говорят сами за себя.
– В ВЧДЭ-11 Смычка за девять месяцев этого года обнаружено 113 трудновыявляемых дефектов, – рассказала инженер по безопасности движения Наталья Душина. – В числе передовиков: Людмила Шмеер – выявлено 16 дефектов, Людмила Барбашина – 10, Светлана Чеснокова – 7, Лариса Кошкарёва – 6.
Как рассказала председатель первичной профсоюзной организации депо Светлана Силина, на предприятии для осмотрщиков вагонов регулярно проводится техническая учёба, направленная на повышение профессионального мастерства, назначаются индивидуальные практические занятия с отстающими. Лучшим в середине октября предоставят возможность принять участие в работе школы передового опыта по методике выявления дефектов литых деталей и автосцепных устройств.
Автор: Владимир Андреев