На уровне интуиции Уральская магистраль

На уровне интуиции

Людмила Барабашкина, осмотрщик вагонов пункта технического осмотра эксплуатационного вагонного депо Смычка



В конце июля осмотрщик вагонов пункта технического осмотра эксплуатационного вагонного депо Смычка Людмила Барбашина выявила дефект торцевого крепления на гружёном вагоне поезда, стоявшего на 3-м пути парка «А». Если бы такой вагон ушёл на линию, его поломка в пути могла бы привести к серьёзным последствиям.
Неисправность она обнаружила уже под утро, в конце ночной смены. Осматривали вместе с напарницей Еленой Луниной уже двенадцатый состав. Копилась усталость, но нельзя было допустить, чтобы хоть на минуту ослабло внимание. И вдруг удары молотка о сталь чуть изменили свою тональность. Людмила Барбашина остановилась…
– Людмила Викторовна обнаружила сложную и редко встречающуюся неисправность, что говорит о высочайшем уровне мастерства осмотрщика, – говорит начальник ПТО Олег Скорюпин. – Это разрушение крепления торца не смогла выявить аппаратура КТСМ, стоявшая на подходе к станции. Перегрева не было, поэтому и электронные датчики на входном посту не выдали предупреждающего сигнала… Пропуск неисправности мог привести к дальнейшей поломке обрыва шейки оси колёсной пары, её заклиниванию и исключению вращения, перегреву буксы.
– Этот вагон был построен на УВЗ в августе 2011 года, – поясняет старший осмотрщик ПТО Сергей Шмухин. – Вагон был отцеплен в текущий ремонт. Дальнейшее расследование показало, что в феврале прошлого года на Юго-Восточной железной дороге он находился в ремонтном депо ВЧДР Кочетовка. Колёсная пара была изготовлена в 1984 году, её средний ремонт был сделал в сентябре 2015 года. При вскрытии смотровой крышки обнаружено, что произошло ослабление торцевого крепления корончатой гайкой и  сломана предохранительная планка, которая не даёт раскручиваться гайке.
Мастера ПТО считают, что у осмотрщиков за долгую практику вырабатывается особое чутьё, позволяющее «видеть» дефекты по их самым незначительным проявлениям, почти по интуиции. У нашей героини 27-летний опыт работы в вагонном депо.
На Средний Урал Людмила переехала вместе со всей семьёй ещё в юном возрасте из небольшой деревни в Пермском крае. В Нижнем Тагиле она поступила в ПТУ № 89, выучилась на закройщика – элитная специальность в профессиональной среде модельеров. Тогда она и не подозревала, что её главной дорогой в жизни станет стальная магистраль. Работала в известной на весь мир Нижнетагильской трикотажной фабрике. Затем неожиданный поворот судьбы: в 1990 году в 20-летнем возрасте она уходит на Свердловскую железную дорогу – слесарем по ремонту подвижного состава вагонного депо Смычка. Через
год она уже осмотрщик и больше не изменяет выбранной профессии.
– Для меня после работы закройщика вначале на дороге показалось очень трудно, – говорит Людмила Викторовна. – Свою первую ночную смену никогда не забуду. Захотелось убежать и навсегда распрощаться с этой профессией. Но я нашла поддержку: на меня огромное впечатление произвели такие профессионалы и наставники, как Ольга Цуркану и Валентина Коршунова. Они заставили поверить в себя, в свои силы. Была радость от моего первого обнаружения – трещины колеса. Мне нравился коллектив, вдохновляла большая ответственность, которая возложена на осмотрщиков. И я боялась, что пропущу, какой-то трудновыявляемый дефект, и из-за меня случится авария. До сих пор это чувство живёт во мне и помогает сосредоточиться в работе.
Муж Людмилы Викторовны работает водителем небольшого грузовика. Их старший сын Артём с детства интересовался маминой работой и, когда пришло время, поступил в Уральский государственный университет путей сообщения. Практику проходил помощником машиниста электровоза. Потом перешёл в моторвагонное депо Нижний Тагил и сейчас трудится там же – мастером участка производства. У него своя семья. Недавно – месяц назад – Артём с женой Ольгой порадовали Людмилу внуком. Бабушке ещё предстоит осознать этот факт, а пока ей хватает других забот: её младший 16-летний сын Кирилл перешёл в 10-й класс.
– Кирилл почти восемь лет занимался в городском Дворце молодёжи, пел в эстрадном коллективе студии «Робин Гуд». Ему очень это нравилось, а теперь интересы резко изменились, пока, наверное, ещё и сам не знает, кем хочет стать, – улыбается Людмила Викторовна.
– Почему не знаю? – возражает Кирилл. – Хочу, как брат, учиться в железнодорожном университете. Может быть, не стану машинистом, но точно хочу работать на железной дороге. И престижно, и денежно.
Но он понимает, что для этого надо хорошо учиться. Пока у Кирилла получается собраться с силами, когда особенно хочет порадовать маму. Например, приносит «пятёрки» в дневнике – ко дню рождения мамы. Оно у неё скоро – 2 ноября, поэтому уже надо готовиться. Его любимый предмет – математика.
Для мамы, которая столько сил отдаёт работе, успехи сына – лучшее, что может быть. Осмотрщики в депо – женщины, и семейное благополучие помогает  успешно работать. Но во время смены они отстраняются от домашних дел и сосредоточиваются исключительно на работе. Результаты говорят сами за себя.
– В ВЧДЭ-11 Смычка за девять месяцев этого года обнаружено 113 трудновыявляемых дефектов, – рассказала инженер по безопасности движения Наталья Душина. – В числе передовиков: Людмила Шмеер – выявлено 16 дефектов, Людмила Барбашина – 10, Светлана Чеснокова – 7, Лариса Кошкарёва – 6.
Как рассказала председатель первичной профсоюзной организации депо Светлана Силина, на предприятии для осмотрщиков вагонов регулярно проводится техническая учёба, направленная на повышение профессионального мастерства, назначаются индивидуальные практические занятия с отстающими. Лучшим в середине октября предоставят возможность принять участие в работе школы передового опыта по методике выявления дефектов литых деталей и автосцепных устройств.
Автор: Владимир Андреев