Засада в ночи Призыв

Засада в ночи

Станислав Саликов, проводник служебных собак первой стрелковой команды на станции Оренбург



Преступления имущественного характера в сфере железнодорожного транспорта не редкость. Преступников интересуют детали верхнего строения пути, лом чёрных металлов, запасные части и так далее. Не так часто объектом посягательства становится обычный щебень, да к тому же тот, на который уложен путь.

Проводник служебных собак первой стрелковой ­команды на станции Оренбург Станислав Саликов вспоминает, что это была обычная летняя ночь. Он вместе со своим коллегой стрелком Анатолием Дубцовым получили весь необходимый инструктаж и заступили на дежурные сутки. Мужчины обходили вверенный им участок. Место довольно глухое, в 17 километрах от города, вокруг поля. Ночь была тёплая, высоко стоящий месяц освещал всё вокруг. И тут Саликов понял: что-то не то. В последний раз они проходили этот участок смену назад. С тех пор кое-что изменилось.
– Я даже не сразу понял, что произошло, – признаётся наш собеседник. – А потом вгляделся и не поверил глазам – в железнодорожной насыпи зияли большие прорехи. Кто-то как будто вырвал целый пласт щебня. Ничего подобного за годы службы в ведомственной охране я не видел.
Работники ведомственной охраны пошли дальше. И чем дольше они шли, тем поражались больше: то тут, то там зияли дыры, щебень как будто «корова слизнула». Кое-где неведомые воры практически добрались до железнодорожных путей. И так на протяжении километра.
Естественно, оставлять такой факт без внимания было нельзя. Саликов и Дубцов оперативно связались с транспортными полицейским, с которыми задерживали преступников уже не раз. Те предложили пойти самым простым путём: устроить засаду, авось что и выйдет. В помощь работникам ведомственной охраны выделили двух младших опер­уполномоченных.
Станислав Дмитриевич взял с собой верного пса Ива, с которым они работали на протяжении последних пяти лет. Это немецкая овчарка, специально обученная для охранно-дозорной работы. Сидели довольно долго, время неумолимо шло к рассвету. В какой-то момент маленький отряд уже подумал, что никто так и не явится. Неожиданно послышался шум моторов. Причём приближались явно не легковые автомобили. Со стороны полей появился свет приближающихся фар. Спустя несколько минут неподалёку от засады остановились два огромных грузовика и машина-погрузчик. Такие в народе называют «воровайки». В этот раз название, как никогда, подходило этому небольшому грузовичку.
Из машин вышли четверо неизвестных. Мужчины старались лишний раз не шуметь, но и особо ни от кого не прятались, вели себя самоуверенно. Мол, кто же их услышит в отдалении от населённых пунктов, на перегоне, да ещё в такое время.К делу приступили оперативно, не рассусоливая.
Посовещавшись, работники ведомственной охраны и полицейские решили брать незваных гостей с поличным после того, как они погрузят автомобили. Спустя некоторое время первый тяжеловес был доверху наполнен щебнем. Дубцов вместе с одним из оперов отправились за поля «встречать товарища», а Саликов с ещё одним оперативником и Ивом остались ждать окончания погрузки второго автомобиля.
И вот, наконец, настал момент, когда первая машина уехала. На полях её, как и планировалось, встретили. Сотрудники транспортной полиции и работники ведомственной охраны приняли решение задерживать. Каково же было удивление преступников, когда, откуда ни возьмись, перед ними возникли двое мужчин в форме и потребовали оставаться на месте. Водитель грузовика совету последовал сразу, а вот оператор «воровайки» решил так просто не сдаваться.
– Он заскочил в кабину и попытался скрыться с места преступления, – продолжает Станислав Дмитриевич. – Пришлось запрыгивать на подножку, чтобы не упустить. Правда, ехали так недолго. Я показал ему через окно удостоверение и попытался объяснить, что в данном случае единственным правильным решением будет остановить автомобиль. Наверное, он понял, что выхода особо у него нет, и решил остановить эти сумасшедшие гонки.
Но на этом всё не закончилось. Водитель заблокировался внутри кабины и не хотел выходить. Работникам ведомственной охраны и полицейским стоило немалых усилий его переубедить.
– В конце концов, как говорилось в одном фильме, мы сделали ему предложение, от которого он не смог отказаться, – улыбается наш собеседник. – Доходчиво объяснили, что не стоит усугублять и так незавидное положение своим упрямством.
Задержанные рассказали, что работают на одну из местных организаций. Якобы их руководитель объяснил им, что обо всём договорился и брать щебень нужно именно практически из-под самых железнодорожных путей. Правда, никаких документов у них с собой не оказалось. К тому же, если даже допустить, что какая-то гипотетическая договорённость с кем-то и была, то почему изымали скрытно и ночью? Одним словом, разбираться в этом вопросе предстояло уже правоохранительным органам.
На вопрос, почему он запрыгнул на подножку двигающегося автомобиля, Саликов признаётся, что даже не задумывался, опасно это или нет. Он просто выполнял свой долг.
Наш собеседник вспоминает, что в процессе работы ему не раз приходилось применять физическую силу, тем не менее он всегда старается решить дело мирным путём. Этого принципа придерживался ещё до прихода на железную дорогу, в 2001 году, и ему же следовал после.
Говоря о своей собаке, Иве, глаза Станислава Дмитриевича сразу меняются, взгляд становится теплее. Овчарка сопровождает его во всех дежурствах, участвует в задержаниях.
– Это настоящий мой друг, я бы даже сказал больше – защитник, – подчёркивает он. – Сколько раз он меня выручал, не счесть! Преступника успокоить, умерить его пыл – это всегда пожалуйста. Пару раз приходилось натравливать, чтобы отдельные «товарищи» успокоились. А так, это очень добрая и дисциплинированная собака. В ней нет агрессии, никогда никого не тронет без команды.
Оренбуржец хорошо отзывается о коллегах и родной организации. Что же касается увлечений, то он ничто не променяет на отличную рыбалку. Вдоль и поперёк изъездил как родной край, так и соседние области. Пристрастил к этому увлечению супругу и двоих сыновей. Старший, кстати, уже изъявил желание отчасти пойти по стопам отца. Нет, не в охрану, решил быть железнодорожником.
На вопрос, приходилось ли нашему герою хоть раз применять боевое оружие, отвечает кратко: «Ни разу, и не дай Бог, чтобы это произошло. Я всегда пытаюсь мирно уладить ситуацию. В крайнем случае есть специальные средства, собака, да и собственные физические навыки. Но стрелять – самое крайнее дело».
Автор: Александр Кичигин