Взрывоопасная находка Призыв

Взрывоопасная находка

Алексей Сычёв, монтёр Карталинской дистанции пути Алексей Сычев



На артиллерийский снаряд наткнулся монтёр Карталинской дистанции пути Алексей Сычев во время проведения планово-предупредительных работ.

В тот день Алексей проверял состояние перегона Начальное – Анненск. Неожиданный «сюрприз» он обнаружил примерно через три часа после начала рабочего дня, под насыпью на 441-м километре.
Новость о найденном снаряде моментально разнеслась по всему Карталинскому району и мгновенно стала обрастать различными слухами. С монтёром пути Алексеем Сычевым мы встретились недалеко от того самого злополучного места, где лежал боеприпас. Примерно в полукилометре от нас работала бригада путейцев, выполняя свои обычные профессиональные обязанности. Алексею Сычеву на этот раз досталась роль сигналиста. Свои обязанности он выполнял чётко: когда во время разговора со стороны Карталов показалась дрезина, он немедленно прервал беседу, чтобы предупредить о её приближении по рации коллег. И они тотчас покинули опасную зону.
– Никак не пойму, почему столько шумихи вокруг этого случая? Ведь я, по большому счёту, не совершил ничего героического. Ну, подумаешь, нашёл снаряд. Ничего же из ряда вон выходящего в итоге не произошло. А меня из-за этого случая в дистанции уже «подрывником» окрестили. Так поступил бы любой член нашей бригады. Просто по воле случая именно я наткнулся на боеприпас и сделал то, что нужно было сделать в этой ситуации. Я просто честно выполнил свой профессиональный и гражданский долг, – на такой ноте начал беседу монтёр пути Алексей Сычев.
Потом наш «подрывник» немного успокоился и поделился подробностями. Оказалось, в тот злополучный день бригада Алексея Сычева выехала на перегон Начальное – Анненск. Железнодорожникам предстояло выполнить необходимый объём планово-предупредительных работ. К своим обязанностям путейцы отнеслись очень ответственно. К тому же они знали, что в ближайшее время по участку должен будет проехать вагон-путеизмеритель, и это придавало работам особый оттенок. Трудились, что называется, не покладая рук, делали всё, чтобы закреплённый за ними путь получил хорошую балловую оценку.
– Пойдёмте, покажу то место, где лежал снаряд. Я хорошо запомнил эту точку на местности и все приметы вокруг, – окончательно «оттаивает» мой собеседник.
Через несколько минут Алексей Сычев подвёл меня к небольшому углублению в грунте. Оно было примерно семьдесят сантиметров длиной и находилось практически у самого подножия железнодорожной насыпи. В нескольких сантиметрах рядом виднелся свежий след, прочерченный зубом ковша погрузчика – он недавно разравнивал грунт вокруг.
– Вон, видите, пикетный столбик с номером четыре. В тот день мы работали возле него. Получается, как раз напротив того места, где находился снаряд. Не знаю почему, но кусок железа, лежащий под насыпью и покрытый толстым слоем ржавчины, показался мне подозрительным. Решил проверить. Когда спустился вниз и подошёл к нему поближе, то от увиденного всё внутри похолодело: так это же снаряд! Ошибиться никак не мог. Хоть и проходил срочную службу в войсках ПВО, но представление о боеприпасах имею. Крикнул ребятам, работающим наверху, что обнаружил снаряд, и попросил, чтобы они ни в коем случае не вздумали подходить, – вспоминает Алексей.
Монтёр пути от волнения даже перепутал расписанный в таких случаях порядок оповещения. Первым он поставил в известность не диспетчера дистанции пути, а дежурного городского отдела полиции, позвонив по телефону «02»… Но, думаем, в данном случае его реакция была чисто рефлекторной. Ведь не каждый день находишь снаряды!
К месту происшествия сразу же прибыли пожарная машина, карета скорой помощи, сотрудники полиции, в том числе представители Линейного отдела полиции на станции Карталы. Они немедленно выставили оцепление. Потом из Магнитогорска приехали специалисты Росгвардии: кинолог с собакой и сапёр.
Естественно, перегон закрыли для движения, на станции Начальное на 21 минуту задержали грузовой поезд.
Как пояснил монтёр пути, накануне на 440-м километре проходило «окно», в ходе которого с по¬мощью машины по нарезке кюветов железнодорожники производили очистку водоотводных каналов в кривой, находящейся в довольно глубокой выемке. Похоже, эта машина и вытащила из земли снаряд. Ведь позже добытую из канавы землю вперемешку со щебёнкой выгрузили под откосом на 441-м километре, всю эту кучу разровнял ковшом погрузчик, и именно там Сычев нашёл снаряд...
– Люди ошибочно думают, что, раз снаряд старый и ржавый, ничего не случится. Это далеко не так! Он таит в себе смертельную опасность. Монтёр пути Алексей Сычев в этой ситуации не растерялся и поступил правильно. Главное – не стал трогать смертоносную находку, сообщил куда следует, сам находился на безопасном расстоянии до тех пор, пока не приехали представители спецслужб. Он это сделал для того, чтобы в случае чего предупредить случайно зашедших сюда жителей села Красный Тал, расположенного рядом с железной дорогой, – подчёркивает начальник Линейного отдела полиции на станции Карталы Константин Белоусов.
После детального осмотра боеприпаса сапёр сделал заключение, что он не представляет никакой угрозы. Это была просто головная часть стомиллиметрового артиллерийского снаряда. Сотрудники Росгвардии забрали его с собой для дальнейшей утилизации. По факту полиция начала расследование. Специалисты намерены найти ответ на вполне резонный вопрос: как настоящий боеприпас, хотя и не представляющий опасности, оказался вблизи железнодорожного полотна? Тем более что это уже второй подобный снаряд, найденный в округе за последние три года. При этом ни воинских учений, ни тем более боёв здесь никогда не было. В общем, ответить на все эти вопросы предстоит правоохранительным органам. Надо сказать, что стомиллиметровый артиллерийский снаряд – штука коварная. Радиус сплошного поражения – 50 метров, а опасная зона и того больше – 800 метров.
Монтёр пути Алексей Сычев проработал на железной дороге 35 лет. Начинал свою трудовую деятельность после службы в армии в локомотивном депо Карталы помощником машиниста и водил поезда десять лет. Потом столько же времени трудился в ПМС-36, а последние пятнадцать лет монтёр пути ПЧ-14.
– Работники стальной магистрали должны постоянно проявлять бдительность, независимо от того, находятся ли они в данный момент непо¬средственно на путях или рядом с железнодорожным полотном. И я в этом плане не исключение. Безопасность движения – превыше всего! – подводит итоги происшествия Алексей Сычев.
Автор: Вячеслав Чеботько