Я не отчаянный, просто люблю горы Призыв

Я не отчаянный, просто люблю горы

Валерий Маркелов, заместитель начальника восстановительного поезда Магнитогорск



Валерий Маркелов увлёкся альпинизмом ещё в шестом классе. В железнодорожной школе, в которой он учился, открылась профильная секция. В дальнейшем детский интерес к экстремальному спорту перерос в увлечение всей жизни.

Тогда ребятам помогли железнодорожники, на станции Урал-Тау в здании местной дистанции гражданских сооружений для кружка выделили помещение, которое потом долгое время служило им в качестве базы. Отсюда дети под руководством опытного ин¬структора восходили на горы. Маркелов признаётся, что буквально жил этим увлечением долгие годы. Потом была служба в армии, свадьба, дети… Уделять время любимому делу не получалось.
– Можно сказать, что моё полноценное возвращение в альпинизм произошло, когда сыну исполнилось 13 лет, – рассказывает Валерий Анатольевич. – У меня были знакомые тренеры в одном из профильных клубов Магнитогорска. Вот туда-то я его и привёл. Спустя совсем немного времени в составе группы он уже покорял Фанские горы района Памиро-Алай в Таджикистане. Потом начали ездить вместе, когда мой отпуск совпадал с его каникулами. Покорили горы Киргизии. Когда-то, в далёком 1953 году, сборная Челябинской области в районе Кыргыз-Ата впервые забралась на две вершины, которые назвали «ЧТЗ» и «Легендарная Магнитка». И вот, спустя много лет там оказались и мы. Высота 4640 метров.
Железнодорожник с гордостью подмечает, что именно тогда его мальчуган получил первый разряд. На вопрос, какой разряд у него самого, улыбается, мол, безразрядник. И это несмотря на огромный опыт. Относительно недавно в совместной группе с болгарами восходил на одну из вершин района Ак-Суу, которая находится также в Киргизии. А в этом году наконец решился на Эльбрус.
Выезжали на собственном автомобиле в составе группы из восьми человек. Восходить на гору предполагалось с южной стороны. Суровым южноуральцам предстоял путь в 5642 метра.
– Понятно, что в горах никогда легко не бывает, подготовка была очень серьёзной, – вспоминает наш собеседник. – Для начала нужно акклиматизироваться, походить в округе, потом мы взошли на гору Чегет, что находится в Приэльбрусье на границе с Грузией. Своего рода разминочка почти в три с половиной километра высотой. И только после этого поняли, что полностью готовы. После акклиматизации у нас оставалось всего два дня на сам Эльбрус.
Остановились в известном «Приюте 11-ти». Выходить пришлось глубокой ночью – вершину нужно было обязательно покорить до обеда, поскольку после этого, обычно, погода начинала резко портиться.
– Хотя она и до этого не сказать, что была хорошая, – улыбается Маркелов. – Нас буквально сдувало с ног. Была снежная буря, температура примерно минус 15 градусов по Цельсию. Вроде бы не очень холодно, но при сильном ветре ощущается, я вам скажу, не слабо. С нами выходило несколько групп, но все они вернулись – дойти до вершины решились только мы.
Путь был очень сложным, но и вознаграждение за труды оказалось огромным. Наш собеседник признаётся, что с трудом подыскивает слова для того, чтобы описать всю красоту увиденного. Чтобы это понять, надо самому решиться на такое восхождение, что для многих невыполнимая мечта.
Правда, долго наслаждаться неописуемой красотой возможности не было – нужно спускаться. По сути, на вершине были всего лишь несколько минут. Но это время, конечно, запомнилось на всю жизнь.
Удивительно, но непрофессионал может решить, что с горки идти проще, чем наверх. Опытный же альпинист скажет, что это совсем не так. На обратном пути и сил уже меньше, и мотивация не такая, ведь цель уже достигнута. Плюс нагрузка на колени сильнее, чем при подъёме.
– Конечно, это экстремальный вид спорта, – объясняет Валерий Анатольевич. – Поэтому надо грамотно соотносить свои силы, не совершать опрометчивых поступков. Быть может, кто-то скажет, мол, странно слышать такое от альпиниста. Но я ни в коем случае не отчаянный. Уже вернувшись, мы узнали, что за день до нас на вершину отправился спортсмен-американец. Он был один, а этого ни в коем случае нельзя делать. В итоге пропал, так его и не нашли. Вертолёт МЧС вернулся ни с чем. Да что говорить, там повсюду трещины во льду, некоторые из них достигают нескольких сотен метров в глубину. Сильный ветер сдул со склонов снег, везде твёрдая и скользкая поверхность. Возможно, по¬скользнулся бедняга, оступился и угодил в трещину. Такой риск в нашем деле недопустим.
Собственно, по словам заместителя начальника поезда, он недопустим и в работе. Железнодорожник признаётся, что никогда не думал о другой профессии. И не случайно, ведь родители также всю жизнь посвятили железной дороге. По¬пробовать себя именно в восстановителях посоветовал друг, отец которого в своё время занимал ту же должность, что и Валерий Маркелов сейчас.
Наш герой объясняет, что ни один сход не похож на другой, поэтому очень часто на месте ЧП приходится импровизировать. Но при этом, конечно же, не в ущерб охране труда.
– Много разных историй происходило, но одна мне запомнилась больше всего, – вспоминает железнодорожник. Это было лето 1990 года. Уже под утро нам поступает сообщение, что ночью грузовой поезд на перегоне Касмакты – Абзаково наехал на стадо коров и сошёл с рельсов. Мы срочно выехали на место. Когда добрались, не поверили своим глазам – всё было красным. Сбил больше 60 голов: выскочил из кривой, ослепил их прожектором – и всё.
– Наверно, всем плохо было от такой картины? – спрашиваю его.
– Да вы что, мы столько мяса никогда не видели, – смеётся он. – Это были голодные 90-е, когда на прилавках толком не было товара. Вы не представляете, как было морально тяжело закапывать, но такое было предписание. Кстати, потом выяснилось, как животные оказались на путях. Пастух отмечал какой-то праздник вместе с односельчанами и упустил стадо. В итоге сход и животные погибли.
В завершение беседы спрашиваю:
– Какую вершину мечтал бы покорить? Эверест?
– Ни в коем случае, это больно круто для меня, – улыбается Валерий. – Во-первых, возраст не тот, ¬
во-вторых, подготовка, несмотря на весь мой опыт, не позволяет. Да и финансово это очень затратно. Да и зачем так далеко ходить, мне бы Пик Ленина на том же Памире покорить. Высота там тоже немаленькая – 7134 метра. Ведь, в конце-концов, ни одна гора на другую не похожа. У нас очень много красивых мест и на Урале. Если вы думаете, что после Эль¬бруса я потерял к ним интерес, то сильно ошибаетесь.
Автор: Александр Кичигин