Составитель высшего пилотажа Московский железнодорожник

Составитель высшего пилотажа

Дмитрий Катаев, Составитель поездов станции Подмосковная



Маневровую работу на станции Подмосковная Дмитрий Катаев привык выполнять на совесть и с ювелирной точностью


Составителю поездов станции Подмосковная Дмитрию Катаеву нынешний День железнодорожника принёс неожиданную, но долгожданную награду. Седьмого августа в торжественной обстановке работнику магистрали
с 26-летним стажем начальник МЖД Владимир Молдавер вручил знак «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД».
Любой начальник станции вам скажет: «Хороший составитель поездов – штучная единица». От оперативности его действий и профессионализма зависит качество маневровой работы.
На кону – выполнение графика движения, поэтому с мыслями о том, что нужно вовремя отправить состав, эти специалисты каждый раз заступают в смену. Те, кто не умеет работать в режиме цейтнота и боится сюрпризов погоды, едва ли выберут путь нашего героя.
А профессия эта пусть и не всегда на виду, но героическая. Попробуйте 12 часов «повисеть на вагонах», побегать вдоль составов. К вечеру гарантированы ощущение как после полноценной фитнес-тренировки, равно как и удовлетворение от рабочего дня.
– Профессия составителя поездов требует постоянной концентрации внимания, ответственного подхода и хорошей физической формы. Мы расформировываем и формируем составы, закрепляем вагоны. В движении находимся не только мы, но и подвижной состав, поэтому требования к охране труда самые серьёзные, – подмечает почётный железнодорожник.
Несмотря на то что правила по технике безопасности Дмитрий Борисович давно выучил наизусть и все произносит скороговоркой, он уверен: лишний инструктаж ещё никому не помешал. Не пренебрегать инструкциями сегодня он учит и молодых. За 26 лет работы Дмитрий Катаев подготовил целую плеяду составителей поездов. Если учесть, что с этой профессии начинается карьера движенца, то можно считать, что он вручил путёвку в жизнь многим железнодорожникам.
У самого Дмитрия Катаева в трудовой книжке всего одна запись. На станцию Подмосковная он пришёл после окончания Андреевского железнодорожного техникума с дипломом техника-эксплуатационника.
– Есть люди, у которых хорошо получается руководить. Они находят подход к членам коллектива, грамотно ставят задачи. Я же привык их исполнять. Стараюсь всегда делать свою работу качественно. По-другому на железной дороге и нельзя, – поясняет собеседник.
При этом к трудовой железнодорожной династии Дмитрий Катаев не принадлежит. Родился в Норильске, вырос в Москве, семья проживала в районе Владыкино, недалеко от одноимённой станции. В детстве братья Катаевы любили подняться на мост, занять место поудобнее, чтобы понаблюдать за движениями тепловозов. Близость к железной дороге и определила профессиональную судьбу нашего героя. Спустя несколько лет он поймёт, что смотревшееся с высоты птичьего полёта и на одном дыхании «выступление» локомотивов, называется более приземлённо – маневровой работой станции.
На станцию Подмосковная Дмитрий Борисович пришёл в 1990 году. Предприятие очень хвалили однокашники, поэтому выпускник Катаев решил не возвращаться на станцию Икша, где на протяжении нескольких лет проходил практику. В то время Подмосковная была крупным железнодорожным узлом, в состав которого входили локомотивное и даже рефрижераторное депо. Сама же станция являлась сортировочной. С тех времён много воды утекло, объёмы грузовой работы уменьшились, увеличились размеры пригородного движения, как результат, подстроившись под новое течение времени, Подмосковная начала писать новую страницу своей истории.
– Я тут старожил, поэтому можно сказать, что стал свидетелем целой эпохи развития железнодорожного узла. В 2015 году здесь открылось предприятие по обслуживанию скоростных поездов «Ласточка», заработал уникальный музейно-производственный комплекс. По субботам и воскресеньям от станции отправляется ретропоезд, формирование которого также является нашей задачей, – рассказал мой визави.
Дмитрий Катаев в цепочке ответственных за маневровое движение на станции, надо признать, считается сильным звеном. Формирование и расформирование составов – процесс, в котором составитель поездов играет важнейшую роль, поскольку, как принято говорить у движенцев, является «глазами» машиниста. Когда в смене составителем поездов работает Дмитрий Катаев, руководство станции может быть спокойно. Помимо того, что все пути и стрелки на станции железнодорожник знает как свои пять пальцев, он, основываясь на инструкциях, а также интуиции, умеет грамотно координировать действия локомотивной бригады. Навык определять скорость движения поезда в зависимости от его составности, условий погоды и других факторов всё-таки приходит с опытом – так считает мой собеседник.
– Дмитрий Катаев – самый опытный член нашего коллектива, человек, кому не безразлично будущее предприятия и отрасли. Он является общественным инспектором по безопасности движения и, что особенно ценно, передаёт свой жизненный и профессиональный опыт молодым железнодорожникам. Такими кадрами мы дорожим, – в беседе с «Московским железнодорожником» охарактеризовал своего подчинённого начальник станции Подмосковная Юрий Доланов.
– Несколько смен тружусь под чутким руководством Дмитрия Борисовича. Он человек взвешенный, умеет контролировать свои эмоции – это очень важные качества для наставника. А главное, у него получается доступно разъяснить все тонкости работы на станции, в ходе которой он особое внимание уделяет охране труда, – рассказал молодой составитель поездов станции Подмосковная Сергей Чабан.
Дмитрию Катаеву когда-то тоже повезло с наставниками. В 1990 году работать на предприятии его учили составители поездов Сергей Силаев и Лев Березенков – представители ещё советской железнодорожной школы. Вот и получается, что между нынешней молодёжью и поколением ветеранов Дмитрий Катаев выступает в роли связующего звена – честный, добросовестный труженик, посвятивший себя железной дороге.
Автор: Наталья Щевелева