Человек на пути Куйбышевский железнодорожник

Человек на пути

Сергей Ликанин, Машинист тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Ульяновск



Машинист эксплуатационного локомотивного депо Ульяновск Сергей Ликанин 15 июня собирался в очередной рейс на Бугульму. Основной напарник был на больничном, и в помощники ему в тот день назначили Илью Ефтова. Локомотивная бригада приняла тепловоз с порожним составом, привычно опробовала тормоза и отправилась в путь со станции Ульяновск-Центральный. Всё проходило в штатном режиме и не предвещало неожиданных сюрпризов.

Перед станцией Чердаклы с локомотивной бригадой по рации связался дежурный по станции и предупредил, что на станционных путях работает бригада работников ПМС-149, идёт капитальный ремонт пути. В работах задействовано большое количество техники.

«Ещё было темно, только начинало рассветать, – вспоминает Сергей Владимирович. – Проехали входной светофор. При приближении к станции Чердаклы стали подавать предупредительные сигналы. Выехали на кривой участок пути и при повороте увидели работающую тяжёлую технику, а рядом группу работников путевого комплекса, которые проводили ремонтные работы в нечётной горловине. От работающей техники вокруг поднялась пыль столбом, что ещё больше затрудняло видимость. Но это не помешало мне заметить человека в сигнальном жилете, который стоял в «негабарите» и не реагировал на подаваемые нами сигналы. Поезд неминуемо задел бы его и нанёс, в лучшем случае, серьёзную травму. Я не раздумывая принял решение применить экстренное торможение. До зазевавшегося железнодорожника оставалось метров 15, когда он, наконец, обернулся и, осознав всю степень своего опасного положения, успел отпрыгнуть в сторону. Поезд проехал ещё несколько метров и остановился».

Сергей Ликанин оперативно доложил о ситуации дежурному по станции и поездному диспетчеру, а в книгу замечаний машиниста внёс запись – «человек на пути». Локомотивной бригаде потребовалось несколько секунд для того, чтобы немного успокоиться и прийти в себя после стрессовой ситуации, после чего состав продолжил движение по маршруту. Время отставания в пути быстро нагнали, благо состав грузового поезда был порожний.

По словам машиниста Ликанина, такой случай произошёл в его практике впервые. До этого приходилось не раз применять экстренное торможение в связи с неожиданным появлением человека на железнодорожном пути, но все эти эпизоды никак не были связаны с теми, кто больше всех знает о возможной опасности, и кто должен быть особенно внимателен, – железнодорожниками.

«Не понимаю, как такое могло произойти, почему работникам ПМС-149 не было выдано предупреждение о приближающемся поезде, – удивляется Сергей Ликанин. – Может быть, работник был малоопытный, что не услышал сигналы тепловоза? Хорошо, что всё благополучно для него закончилось».

Обратно из Бугульмы локомотивная бригада возвращалась уже с полновесным составом. Во время движения были привычно сосредоточены. Однако проезжая станцию Чердаклы, проявили особую внимательность. К счастью, на этот раз работающие путейцы уже были настороже – полученный урок не прошёл даром.

За проявленную бдительность приказом руководства эксплуатационного локомотивного депо Ульяновск машинист Сергей Ликанин представлен к поощрению. На предприятии о Ликанине отзываются исключительно положительно.

«Сергей Владимирович – опытный работник, считается в локомотивном депо одним из лучших машинистов, – говорит о нём председатель профкома депо Алексей Филимонов. – Работает он без браков и замечаний».

Внимательность, чёткость действий, исполнительность – все эти качества прививались с детства. И как не стать дисциплинированным, если воспитывался он в семье военнослужащего. Выросший в особой атмосфере соблюдения правил, Сергей Ликанин, тем не менее, один раз в жизни нарушил привычный уклад: вопреки воле отца – Владимира Дмитриевича – решил выбрать другую профессию – железнодорожную. И здесь особенно пригодилось переданная от отца тяга к технике. В связи с этим всем критериям и запросам Сергея отвечала только одна профессия – машинист.

«Мне с детства нравилось с отцом возиться с техникой, – признаётся Сергей. – После окончания школы пошёл с группой одноклассников поступать в Ульяновский железнодорожный лицей (сейчас – техникум - авт.). Многие из группы впоследствии стали профессиональными машинистами. Меня поначалу привлекала в профессии исключительно романтика, возможность узнать много разных мест, часто быть в дороге».

Стоит отметить, что здесь особенно пригодилась привитая отцом дисциплина, без которой, по его признанию, никогда бы не удалось стать профессионалом. Тем более, что сначала учёба давалась трудно, только со второго курса началось более детальное проникновение в профессиональную специфику.

Вместе с тёзкой, Сергеем Саранцевым, они стали первыми в группе, кто устроился на работу в локомотивное депо Ульяновск. Правда, сначала пришлось пробовать силы в качестве слесаря-электрика, но уже через три месяца парень с гордостью мог считать себя настоящим помощником машиниста. В 2004 году Сергей Ликанин впервые самостоятельно сел за контроллер локомотива.

«Никакого волнения не было, а больше любопытства, ощущения гордости и большой ответственности, что веду такой огромный состав, – вспоминает Сергей свой первый рейс машинистом. Как-то быстро привык и освоился в новой должности».

За годы работы машинистом Сергей Ликанин выработал в себе несколько качеств. Прежде всего – умение быстро анализировать ситуацию и принимать верные решения, особенно в случае возникновения экстренных ситуаций.

«Маршрут мой на протяжении многих лет практически неизменен – на Бугульму и Сызрань, и строго рассчитан по времени, – говорит Сергей Владимирович. – Плечи обслуживания очень длинные – до 368 км, поэтому в пути возможны непредвиденные ситуации, такие, как природные катаклизмы, повреждение путей, неисправность двигателя или как в тот день – человек на пути. От машиниста всегда требуется моментальная и адекватная реакция».
Автор: Александр Савенков