Заслуженный машинист Красноярский железнодорожник

Заслуженный машинист

Александр Полежаев, машинист электровоза эксплуатационного локомотивного депо Красноярск-Главный Красноярской дирекции тяги



Правительственную награду машинисту лично вручил президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров во время видеоселекторного совещания, посвящённого Дню компании.    
Особенным человеком и уж тем более героем Александр Полежаев себя не считает. Сразу переводит тему разговора на своих коллег с Московской дороги, которых президент РЖД награждал в тот же день. Заметив автомобиль с водителем и пассажирами, застрявший в колее, они применили экстренное торможение. А после того, как машина от столкновения с локомотивом упала в реку, локомотивная бригада бросилась следом и спасла семью в полном составе.
У самого Александра Анатольевича на днях тоже была опасная ситуация. Девушка в наушниках переходила пути в районе станции Енисей по пешеходному настилу, но перед этим не посмотрела налево и направо, и не знала, что с обеих сторон ей навстречу мчатся поезда. Подняв голову, она увидела перед собой электровоз и инстинктивно отскочила обратно, едва задев спиной локомотив поезда №124 Красноярск – Абакан, который вёл машинист Александр Полежаев.
Благодаря грамотным действиям локомотивной бригады, девушка не получила травм, только сильно испугалась. Начальник поезда выдал ей тёплое одеяло и вызвал скорую помощь. Чтобы не задерживать пассажирский поезд, машинисты давали показания в линейном пункте полиции уже на станции Саянская.
– Это удача: нам повезло, и ей повезло, – говорит Александр.
К слову, вот уже восемь лет наш герой ездит в паре с помощником Владимиром Козловым. Бригада настолько сработалась, что даже на пенсию локомотивщики планируют выходить вместе.
– Мы понимаем друг друга с полуслова, к тому же Владимир помогает мне в работе общественного инспектора.
Помимо выполнения основных обязанностей – вождения пассажирских поездов, Александр Полежаев выполняет функции общественного инспектора. В свободное время проверяет техническое состояние локомотивов в депо после проведения техосмотров и текущего ремонта.
Наш герой 29 лет работает в локомотивном депо Красноярск, и ровно столько же занимается общественной деятельностью. Как и любой железнодорожник, любящий свою работу, признаёт, что времени своей семье хотел бы уделять больше. Но к счастью, супруга Марина с пониманием относится к специфике профессии мужа и во всём его поддерживает.
– Жена у меня золотая! Никогда не отпускает меня в поездку расстроенным, всегда целует на прощание и желает всего доброго, – говорит Александр.
А ведь не всегда бывает, что близкие и родные с пониманием относятся к труду машиниста. Кого-то уводит из профессии слишком жёсткая дисциплина: никаких посиделок с друзьями в выходные, потому что в любой момент могут вызвать в депо подменить коллегу, который заболел или не прошёл предрейсовый медосмотр. Кому-то жёны или подруги ставят ультиматум: каждый вечер ты должен быть дома. Так что крепкий тыл в виде понимающей и любящей семьи – это половина успеха в работе локомотивщика.
Супруга, дочь и сын, брат и две сестры – вся семья гордится Александром Полежаевым. Но вот пойти по его стопам никто не рискнул: для работы на железной дороге нужны такие же стальные нервы, здоровье и самодисциплина. А также готовность к тому, что близких людей будешь видеть не так часто. Неудивительно, что друзья семьи Полежаевых – это, в основном, коллеги Александра по депо Красноярск. При возможности собираются вместе, ездят на природу, рыбачат, собирают грибы.
Александр – первый железнодорожник в своём роду. Семья жила в деревне Любава Канского района, где не было железной дороги. Мама – педагог, папа – маханизатор. Даже сам Александр не может объяснить, почему у него возникла мечта водить поезда. После армии наш герой окончил курсы помощника машиниста в Иланской дортехшколе и 1 марта 1985 года отправился в свою первую поездку. А в 1988-м пересел за правое крыло локомотива.
– Вообще-то я пытался поступить в дортехшколу ещё после 8 класса, но меня не взяли, потому что на тот момент я был несовершеннолетним, а после 10 класса пришла повестка в армию, – рассказывает Александр Полежаев.
Он с теплотой вспоминает своих наставников: машинистов Дмитрия Шуманова и Владимира Лисицына, которые занимались обкаткой юного помощника Полежаева. Говорит, что раньше не было закреплённых локомотивных бригад, как не было и тестирования на психологическую совместимость. Ездили все со всеми, согласно составленному графику. Но, положа руку на сердце, природное обаяние и общительность Александра Полежаева просто не позволят ему с кем-то поссориться, даже если этот кто-то очень сильно постарается.
А сегодня и сам Александр Полежаев является наставником в депо, готовит молодых машинистов для самостоятельной работы.
– Язык до Киева доведёт – это про меня поговорка, – утверждает машинист. – Мне интересны люди, общение с ними, новая информация. Даже в поездке в Москву, которая длилась всего сутки, познакомился с интереснейшим человеком, у которого обширный список познаний и увлечений, мой коллега с Горьковской дороги. Теперь осваиваем современные технические средства, чтобы поддерживать общение с помощью сети Интернет.
19 октября Александр Полежаев отмечает день рождения. Говорит, что государственная награда стала подарком к юбилею и ко дню компании «РЖД». По признанию машиниста, внимание руководства и высокая оценка труда мотивируют его на ещё более масштабные трудовые свершения.
Автор: Дарья Кравченко