Подъём на вершину Забайкальская магистраль

Подъём на вершину

Михаил Мехедов, начальник технологической службы Забайкальской железной дороги



Обстоятельным рассказом начальника технологической службы Забайкальской железной дороги Михаила Мехедова о покорении западного пика заснеженного Эльбруса мы завершаем публикацию его впечатлений об испытании горами и о схожести этих испытаний с профессией движенца.

Как уже сообщала наша газета, с 11 по 18 июня начальник технологической службы Забайкальской железной дороги Михаил Мехедов с коллегами поднялся на самую высокую вершину Европы – западный пик Эльбруса, где развернул флаг ОАО “РЖД”.

В трудный поход Михаил Иванович отправился вместе со своими коллегами – научными сотрудниками АО “ВНИИЖТ”.

Найдя фирму с соответствующим походу названием “Страху-Нет”, которая организует подъём на заветные 5 тысяч 642 метра, российские железнодорожники стали дожидаться лета, подгоняя себя под строгие требования по физической подготовке и экипировке.

По прилёту в Минеральные Воды, как мы уже сообщали в предыдущем материале (№ 25 от 14.07.2017), начинающие альпинисты отправились в предгорья Эльбруса – в посёлок Азау, находящийся на высоте 2 тыс. 300 м, откуда и начался штурм вершины.

С учётом акклиматизации, а поднимались участники восхождения без кислородных баллонов, подъём на Эльбрус вместе с подготовкой занял несколько суток.

– Если поднимаешься без кислорода, самое главное – правильно пройти акклиматизацию, – рассказал по возвращению в Читу Михаил Мехедов. – В противном случае гипоксия (кислородное голодание) приведёт к “горной” болезни, и восхождение будет иметь для альпинистов неприятные последствия.

У восьмёрки смельчаков: Михаила Мехедова, Валерия Кирякина, Андрея Дубченко, Алёны Новгородцевой, Марии Соколовой, Алексея Шубина, Дмитрия Курсина и Юлии Яковлевой всё получилось успешно и достойно.

Соблюдая режим проживания на высокогорье и методику ежедневного подъёма на большую высоту, наши коллеги начали с тренировок.

В первый день начинающие альпинисты совершили подъём на гору Чегет, расположенную на границе с Грузией, пройдя в общей сложности 10 км. Во второй день поднялись до обсерватории “Пик Терскол”, общее расстояние подъёма и спуска составило уже 18 км.

А на третий день на канатном подъёмнике их подняли на высоту 3 тыс. 800 м, откуда участники восхождения перешли в базовый лагерь на высоте 4 тыс. 50 м.

Они расположились в вагончике и начали привыкать к условиям большой высоты при температуре минус 10-15 градусов и метельных порывах ветра, при которых видимость снижалась почти до нуля.

После двух дней тренировок пришлось ещё выжидать “окна” – это понятие у альпинистов означает промежуток времени, позволяющий по погодным условиям подняться на вершину. Для установления более приемлемой погоды задержались, таким образом, ещё на один день.

Восхождение на западный пик вершины начали в час ночи со скал Пастухова на отметке 4 тыс. 800 м – с целью встречи рассвета на седловине двух пиков Эльбруса. На заветной вершине Эльбруса, на высоте 5 тыс. 642 м, начинающие альпинисты, изрядно усталые, но счастливые, стояли уже полдевятого утра, посвятив нахождению наверху около часа. Михаила Ивановича коллеги запечатлели в футболке с символикой Забайкальской дороги и развёрнутым флагом компании.

Михаил Мехедов – физически развитый мужчина. Он увлекается катанием на горных лыжах, не равнодушен к велоспорту и плаванию, но и ему подъём показался достаточно непростым, ведь мало иметь сильные руки и ноги, нужно ещё уметь “договориться” с собственным организмом в части хорошего самочувствия, как наиважнейшего из факторов альпинистского “триала”.

Темп шагов в когтистых “кошках” должен быть “след в след”, и настроить его необходимо в унисон с ритмом дыхания. Важно не растеряться и на отдыхе, когда, к примеру, можно проснуться ночью в вагончике от недостатка кислорода. В такой ситуации главное – не паниковать, а спокойно и глубоко продышаться.

Спокойствие в Михаиле Мехедове родом из детства, где в посёлке Ново-Широкая Газимуро-Заводского района будущий железнодорожник не видел поездов, но с детства хорошо знал, что такое уйти в одиночку в лес с ружьём, пройти пешком 20 км, проверить заячьи петли и вернуться с добычей.

Трудясь после окончания железнодорожного университета в Могоче, молодой специалист часто проводил выходные на активной рыбалке вместе с дедом, Виктором Васильевичем Черных, машинистом первого класса пассажирского движения и почётным железнодорожником, с удочкой спускаясь по берегам реки Амазар.

Впоследствии, работая на Забайкальской железной дороге начальником дирекции управления движением, Михаил Мехедов увлёкся горными лыжами, опробовав для этого склоны в Белокурихе, на Байкале и дома, в Чите – на горе Светлая и горнолыжном спуске Высокогорья. При катании на горных лыжах не отстают от отца его сыновья – старший, Георгий, и младший, Иван.

После покорения самой высокой горы Европы, Эльбруса, забайкальский железнодорожник Михаил Мехедов уже не понаслышке, а точно знает, насколько важно при выполнении трудной задачи не суетиться и не сбивать дыхания. Можно идти не быстро, но верным курсом. И тогда вершина покорится обязательно.

Вдохновителем на достижения, совершённые им в последние годы, Михаил Иванович считает своего научного руководителя, доктора технических наук, профессора Льва Александровича Мугинштейна, одного из основоположников тяжеловесного движения, учёного с мировым именем.

Кроме этого, Михаил Мехедов выражает благодарность компании “Страху-Нет” в лице Александра Сотникова, Алексея Черданцева, Сергея Сидорина и Василия Белисова, которые внесли неоценимый вклад в подготовку и проведение этого восхождения.
Автор: Сергей Гриднев