Верен однажды сделанному выбору Забайкальская магистраль

Верен однажды сделанному выбору

Виктор Котик, мастер производственного участка вагоноремонтного депо Чита



Для мастера производственного участка вагоноремонтного депо Чита Виктора Котика знак “Заслуженный железнодорожник Забайкальского края”, полученный накануне профессионального праздника, далеко не первая награда за почти 35-летний труд. Виктор Анатольевич устроился на работу в депо электромонтёром по окончании техникума.

– Я, можно сказать, провёл на этом предприятии всю свою сознательную жизнь, – отметил Виктор Котик. – Моя мама, Тамара Ивановна, работала на паровозоремонтном заводе и часто брала меня с собой.
Сегодня Виктор Анатольевич работает мастером производственного участка, работники которого занимаются ремонтом электрооборудования, системы отопления и водоснабжения специальных и турных вагонов, а также жестяными работами.
В последние два года в вагоноремонтном депо Чита освоили выпуск модульных пунктов обогрева для нужд службы пути. В них в зимнее время и межсезонье монтёры пути могут погреться, а летом укрыться от непогоды. И выпуском этой продукции занимаются работники участка, руководит которым Виктор Котик.
Виктор Анатольевич родился в 1959 году. Детство и юность провёл в Чите, в районе Пожарки. Там он ходил в детский сад, окончил восемь классов средней школы №43. Когда перед ним встал выбор между продолжением учёбы в девятом классе или техникумом, Виктор принял решение поступить в Читинский железнодорожный техникум на специальность “Электроснабжение и электрохозяйство”.
Во многом на выбор будущей профессии повлиял пример родителей. Тамара Ивановна работала на паровозоремонтном заводе с 1949 года, в колёсном и сварочном цехах. Отец, Анатолий Васильевич, прошёл трудовой путь в Читинском локомотивном депо от кочегара паровоза до машиниста электровоза.
По окончании техникума, в 1979 году, Виктор устроился электромехаником на Читинский тепловозоремонтный завод. Но долго работать не пришлось, так как спустя месяц его на два года призвали на службу в армию.
– Служил я сапёром в танковых войсках, в Хабаровском крае, – сказал Виктор Котик. – Полученные в железнодорожном техникуме знания во многом помогли мне хорошо освоить и военную специальность.
В феврале 1982 года Виктор Анатольевич вернулся на родное предприятие, откуда его призывали на службу. Около трёх лет трудился слесарем-электриком вагонного цеха Читинского ТРЗ, ремонтировал подвагонное оборудование пассажирских вагонов.
В 1985 году Виктор Котик перешёл на должность электро­монтёра по ремонту электрических щитов вагонов.
– В восьмидесятые годы на заводе работало более 1 тысячи 200 человек, – с ностальгией вспоминает мой собеседник. – Трудились мы тогда в несколько смен. Сейчас же работники вагоноремонтного депо трудятся в одну смену. Да и осталось в депо всего-то 500 человек.
Раньше на Читинском тепловозоремонтном заводе проводили не только капитальный ремонт жёстких вагонов, но и приводили в порядок пассажирские вагоны. Сейчас в вагоноремонтном депо Чита проходят деповской ремонт грузовые вагоны, а также небольшое количество специальных и турных вагонов, пожарных поездов для нужд Забайкальской железной дороги.
Деповской ремонт – это плановый ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса грузового вагона с заменой или восстановлением его составных частей и контролем их технического состояния. На деповской ремонт вагона отводится шесть суток.
В 2004 году по рекомендации мастера вагонного депо Марии Светашовой, уходившей на пенсию, Виктора Котика назначили на её место.
– Я долго не соглашался с этим назначением, – признался он. – Боялся, что не оправдаю доверия руководства. Всё-таки одно дело – отвечать только за свои поступки и действия, и совершенно другое – за коллектив.
Став руководителем среднего звена, Виктор Котик направил все свои знания и профессиональные навыки на обеспечение выполнения основных производственных показателей не только вверенного ему участка, но и в целом вагоноремонтного депо Чита.
– В моём подчинении находятся электрики, отвечающие за ремонт электрооборудования вагона, отопленцы, восстанавливающие системы отопления и водоснабжения, жестянщики, которые отделывают жестяными листами стены и полы вагона, а также ремонтируют котельное оборудование, – пояснил Виктор Котик.
На участке, которым руководит Виктор Котик, производят ремонт турных и специальных вагонов для нужд Забайкальской железной дороги, а также пожарных поездов. В последние два года в вагоноремонтном депо Чита освоили выпуск модульных домиков для обогрева путейцев.
Виктор Анатольевич отметил, что на данный момент необходимо отремонтировать 60 пассажирских турных вагонов для нужд Забайкальской железной дороги: 30 – в Чите и столько же – в шилкинском филиале ВРД Чита. Кроме того, ремонтируют цистерны для пожарных поездов.
– Мы ремонтируем вагоны и выпускаем модульные домики, – отметил Виктор Анатольевич. – А сотрудники отдела технологического контроля проверяют качество нашей работы.
Стоит отметить, что с каждым годом количество выпущенных модульных пунктов обогрева растёт: в 2016 году изготовлено 80 единиц, а в этом году до конца октября изготовят ещё 130 пунктов обогрева. Каждая стена такого модуля представляет собой сэндвич-панель, состоящую из нескольких слоёв жестяных листов, проложенных между собой пенопластом. Внутри пункта обогрева устанавливается печка-буржуйка. В модуле есть стол и стулья для отдыха и приёма пищи. И ещё, необходимое электрооборудование – розетки и освещение.
Коллектив производственного участка под руководством Виктора Котика ежемесячно выполняет план, обеспечивая при этом рост производительности труда. Кроме того, Виктор Анатольевич уделяет большое внимание вопросам профилактической работы по укреплению трудовой и производственной дисциплины, улучшению охраны труда. Всё это позволило трудовому коллективу на протяжении трёх лет работать без производственного травматизма и нарушения трудовой дисциплины.
По словам коллег, Виктор Анатольевич всегда много времени уделял повышению квалификации.
За последние пять лет Виктор Котик подал семь рационализаторских предложений, направленных на улучшение условий труда работников, повышение качества проводимых работ и снижение времени ремонта. Экономический эффект от их внедрения составил более 150 тыс. рублей. По словам Виктора Котика, каждый работник имеет право предложить новаторскую идею, но необходимость её внедрения нужно доказать.
Кроме того, Виктор Анатольевич является наставником молодёжи.
Со своей супругой, Ольгой Алексеевной, он знаком уже более 40 лет.
– Мы вместе учились в техникуме, – заметил Виктор Анатольевич. – Она меня дождалась из армии. Потом мы вместе работали на ТРЗ.
Он признался, что обратил внимание на будущую супругу не только за её красоту и душевные качества, но и за её хозяйственность и умение хорошо готовить.
Старший сын Виктора Анатольевича, Евгений, пошёл по стопам отца – после окончания Читинского железнодорожного техникума работал в вагоноремонтном депо Чита. А сейчас трудится инженером в Читинской дистанции гражданских сооружений. Младший сын, Анатолий, работает сторожем в музыкальной школе.
Ещё несколько лет назад Виктор Котик любил ездить на охоту. При этом, предпочитал брать крупного зверя.
– Для меня охота – это отдых, – признался мой собеседник. – Ездил я ради отдыха на свежем воздухе.
Стоит отметить, что сейчас Виктор Анатольевич вместе с супругой предпочитают другую “охоту” – сбор грибов. Кроме того, они вместе занимаются заготовкой на зиму разносолов с домашнего огорода.
Накануне профессионального праздника мастеру участка производства вагоноремонтного депо Чита Виктору Котику был вручён знак “Заслуженный железнодорожник Забайкальского края”.
Автор: Анатолий Якимов