Пост спасения «911»
Наталья Анчихорова, дежурный по переезду Саратовской дистанции путиПро удивительную внимательность дважды почётной железнодорожницы Натальи Анчихоровой знают даже первые руководители Приволжской магистрали. Дело в том, что за 32 года работы на железнодорожном переезде близ села Березина Речка эта женщина предотвратила несколько серьёзных аварий.
Беда не пройдёт!
Последний случай произошёл месяц назад. 28 июня в 10 часов 32 минуты Наталья Александровна, как всегда, встречала проходящий состав и внимательно осматривала его на наличие неисправностей.
– По чётному пути шёл грузовой поезд № 2834, – рассказывает дежурная. – Я заметила, что из-под первого по ходу движения вагона идёт дым. Такого сильного задымления быть не должно! В ту же секунду я бросилась докладывать об увиденном дежурному по станции Багаевка и машинисту.
Услышав тревожный доклад, железнодорожники приняли экстренные меры. Грузовой состав был остановлен. Позже вагонники установили точный «диагноз»: подвела букса колёсной пары. Задымление возникло в результате сильного трения металла о металл. И если б злополучный вагон проследовал немного дальше, то колёсную пару могло бы заклинить. В таком случае печальных последствий было бы не избежать... К счастью, всё обошлось. Опытный дежурный своё дело знает, что неоднократно подтверждалось на практике.
В другой раз бдительность Натальи Анчихоровой позволила предотвратить крушение пригородного электропоезда, следовавшего по перегону Примыкание – Багаевка. Случай был похожим, с той лишь разницей, что сильное задымление сопровождалось огнём в тамбуре одного из вагонов. Оперативные действия дежурного по переезду способствовали экстренной остановке электрички. Прибывший на место пожарный поезд ликвидировал возгорание, вагон был отцеплен, а пассажиры не пострадали.
– За тот случай меня также поощрили, – вспоминает Наталья Александровна. – Я точно не знаю причину возгорания, но, по-видимому, там была какая-то серьёзная неисправность.
Благодаря профессионализму Антихоровой железнодорожники и пассажиры, как говорится, отделались лёгким испугом. Угроза безопасности движения поездов в очередной раз миновала.
Все эти происшествия просто не могли остаться без внимания первых руководителей магистрали и представителей ревизорского аппарата.
– И хотя выявление неисправностей в подвижном составе не входит в основные обязанности дежурных, сам переезд, в соответствии с нашими нормативными документами, – это пост безопасности, – поясняет первый заместитель главного ревизора Приволжской железной дороги по безопасности движения поездов Александр Батрак. – И, как работники поста безопасности, дежурные по переезду обязаны докладывать обо всех выявленных замечаниях. Ведь они – замыкающие в длинной цепочке железнодорожников, способных предотвратить ЧП.
Дважды почётная
Первый нагрудный знак «Почётный железнодорожник» Анчихорова получила на двадцать пятом году работы на Приволжской магистрали, а спустя ещё несколько лет за свои заслуги она была удостоена ещё одной высшей отраслевой награды. Так необыкновенная дежурная по переезду стала дважды почётной. Здесь необходимо понимать, что второго «Почётного железнодорожника» в нашей стране удаётся получить ну очень немногим работникам отрасли! Что же касается Натальи Александровны, то она скромно умалчивает о личных достижениях. И о том, что в её домашнем архиве хранятся две ценные награды, я узнал мимоходом, когда уже прощался с нашей героиней.
– Может быть, кто-то просто забыл, что одна такая награда у меня уже есть, – пошутила железнодорожница. – Значит, пускай будет две!
И то верно: для хорошего человека, как говорится, ничего не жалко!
Её бы бдительность да водителям...
На своём переезде Наталья Анчихорова трудится с 1985 года и давно считает его родным. Помнит, как менялись местные пейзажи, росли многоэтажки, развивалась железнодорожная инфраструктура на перегоне. В профессию её привела мама, которая также работала на этом посту безопасности.
Одна из особенностей данного переезда – его расположение в кривом участке пути. Слева и справа он делает крутые повороты.
– И все приближающиеся поезда становится видно только тогда, когда они выезжают из-за поворота, – сетует железнодорожница. – Это очень опасно, так как занятость переезда невозможно увидеть издалека. Благо, что у нас предусмотрена заградительная сигнализация. Если какой-нибудь автомобиль внезапно перекроет дорогу поезду, я знаю, что нужно делать.
Наталья Александровна припомнила ещё один случай, когда применение заградительной сигнализации позволило избежать ДТП. Дело было зимой, и автомобильная дорога обледенела. Молодой паренёк, недавно получивший права, не справился с управлением своей легковушки и вылетел на железнодорожные пути. Увидев это, опытный дежурный начала действовать в соответствии с инструкциями.
– Машина угодила в колею, когда шлагбаум был открыт. Это значило, что поездов поблизости нет, – поясняет наша героиня. – Я быстро включила заградительную сигнализацию и доложила дежурному по станции, что габарит нарушен.
Услышав звук сигнализации, неопытный водитель подумал, что приближается поезд, и запаниковал. Парень нажал на газ, и машина понеслась прочь от переезда – но только не по автомобильной дороге, а по железной! Такого развития событий не ожидала даже многоопытная Наталья Александровна: автомобиль пытался «уйти в отрыв» от несуществующего поезда...
Благо, что в тот день в регионе выпало много снега, который успел затвердеть. Головки рельсов едва возвышались над снежной пеленой, поэтому у горе-водителя была возможность вырулить из стального капкана. Он ею воспользовался и через несколько десятков метров от переезда вылетел на полосу отвода. А дальше – выскочил из машины и без оглядки кинулся прочь.
– Молодого человека быстро нашли и попросили объясниться, – продолжает Наталья Александровна. – Паренёк сослался на свою неопытность. Я считаю, что таким людям вообще не следует выдавать права, потому что сесть за руль в такую погоду – большая глупость. А она, как известно, не зависит от стажа вождения.
Как бы то ни было, очевидно, что начинающему водителю повезло. Он остался жив, и это самое главное. Возможно, всё обошлось так именно потому, что происшествие разворачивалось на особенном переезде и на глазах у особенной, дважды «почётной» дежурной. Ведь даже сами «координаты» места пересечения автомобильной и железной дороги здесь символичны: пикет № 9 11-го километра. В общем, мы в редакции решили, что иначе как пост спасения это место не назовёшь.
Автор: Алексей Шмалей