Опыт пришёл на выручку Железнодорожник Поволжья

Опыт пришёл на выручку

Владимир Кулешов, старший осмотрщик вагонов ПТО Саратов-2-Товарный эксплуатационного вагонного депо Анисовка



Безопасность движения поездов была и остаётся приоритетом в работе ОАО «РЖД». Одна из важнейших ролей в её обеспечении отводится железнодорожникам, которые отвечают за исправность курсирующих составов, эксплуатируемой техники и оборудования.

Глаз – алмаз

Для Владимира Кулешова, старшего осмотрщика вагонов ПТО Саратов-2-Товарный эксплуатационного вагонного депо Анисовка, рабочая смена в один из зимних дней протекала как обычно. Утро началось с планёрного совещания. Вагонники получили задания и разошлись по местам. Уже к вечеру под разборку поступил грузовой поезд со станции имени Максима Горького. Одна часть вагонов должна была пойти на Анисовку, другая – на Сенную.

– У нас есть приказ: если толщина обода меньше 40 миллиметров, то колесо надо осмотреть с внутренней стороны вкруговую и нанести меловую разметку с указанием номера нашего депо – 1078, – рассказывает Владимир Алексеевич. – Я забрался под одну из цистерн и начал с внутренней стороны осматривать очередное такое колесо. Посветил фонариком, гляжу: а там в месте перехода обода на диск вроде краска вздулась.

Оставлять такой факт без должного внимания нельзя. Владимир Кулешов показал колесо коллегам. Вздутие было видно невооружённым глазом, но поначалу подошедшие к вагону осмотрщики засомневались. Они подобных дефектов ранее не выявляли. Предполагали, что это ржавчина. Старший осмотрщик слегка расковырял место вздутия, однако характерный бугорок никуда не исчез. Далее в ход пошла стальная щётка.
– Я начал расчищать дефектное место, – продолжает Владимир Кулешов. – Слезла краска, затем – грунтовка, а бугорок как был, так и остался. Значит, вздутие металла. А если он вздулся, то внутри где-то есть пустота. Иначе быть не может.

Достав смартфон, старший осмотрщик сделал фотографию колеса и отправил её по вайберу вагонному мастеру. Взглянув на снимок, тот сперва тоже принял дефект за вздутие краски. Однако практический опыт, накопленный Владимиром Кулешовым за годы работы, позволял ему настаивать на своём.

После отцепки в ремонтном тупике с вызвавшего подозрения колеса сняли вздувшийся слой шлифовальной машинкой. Никаких сомнений не осталось – трещина. Даже дефектоскоп не потребовался, всё было наглядно.

Колесо с такого рода дефектом может прослужить неопределённо долгий срок, но плачевный финал при эксплуатации будет неизбежен. Трещина постоянно прогрессирует, пока в какой-то момент колесо не сломается.

– Бывает, трещина до 250 миллиметров разрастается, а колесо остаётся на ходу. А порой и 50 миллиметров хватает, чтобы оно развалилось, – отмечает Владимир Кулешов.

Как старшему осмотрщику вагонов удаётся регулярно выявлять разного рода дефекты, несоответствия и неисправности, пытаются узнать многие коллеги. Владимир Алексеевич – постоянный участник школ передового опыта и различных семинаров для специалистов вагонного хозяйства. Он охотно делится с молодёжью своими знаниями. Но когда его спрашивают о главном секрете в работе, ответ оказывается прост.

– Надо не лениться лезть под вагон и тщательно всё осматривать. Понятное дело, не всем охота под каждое колесо залезать, особенно в жару или мороз. Приходится на корячках ползать по щебёнке, пачкаться в грязи, мазуте, скользить по льду... С самого начала я принял все неудобства как данность и меня они не пугают, – говорит мой собеседник.

Железнодорожная судьба

У Владимира Кулешова было немало предпосылок, чтобы стать железнодорожником. Его детство и юность прошли в Озинках. Жил наш герой неподалёку от станции на Железнодорожной улице. Любил слушать рассказы дедушки, который не один десяток лет трудился путевым обходчиком. Особенно Володе нравилась история, как в военные годы дед, обнаружив скол рельса, определил по звуку, с какой стороны приближается состав, и со всех ног бросился навстречу локомотиву. Поезд удалось вовремя остановить и избежать трагедии.

Однако железная дорога нашего героя не манила. Да и родители к ней отношения не имели. Отец столярничал, мать работала в магазине. Вот и Володя решил выбрать для себя простую рабочую специальность. После службы в армии устроился каменщиком в строительную бригаду. Но жизнь, как водится, заставила внести в планы существенные коррективы.

– Я, можно сказать, на железную дорогу попал от безвыходности, – признаётся Владимир Кулешов. – Началась перестройка, всё кругом разваливалось. И только железная дорога оставалась своего рода островком стабильности.

В поисках лучшей доли Владимир стал осваивать новую для себя специальность осмотрщика вагонов. Ездить на учёбу приходилось в Казахстан. И теоретические занятия, и практика проходили в Уральске. Сначала будущим вагонникам сказали, что стажировка займёт месяц. Потом её продолжительность возросла до трёх. По истечении этого периода срок увеличился до полугода. Постоянно отправляться на учёбу из Озинок в Уральск становилось накладно.

– В один из выходных я решил попробовать поступить в милицию. Прошёл комиссию, мне сказали, что уже завтра можно выходить на работу. Подумал, что съезжу в Уральск на последнюю смену и подамся в милиционеры. А в Уральске сообщили, что меня переводят на постоянную работу в Озинки, – рассказывает Владимир Алексеевич.

Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба нашего героя, не получи он назначение в родной город. Но тому, что с работой на стальной магистрали всё сложилось, Владимир был несказанно рад. Хотя поначалу не обошлось без трудностей.

– На стройке было попроще. На железной дороге всё регламентировано, кругом инструкции, – говорит вагонник. – Я, например, не представлял, как буду выходить на смену. По мне, лучший график – до пяти отработать, а там хоть трава не расти. Но постепенно привык к сменному. Он даже мне нравится, плюсов хватает. Можно, к примеру, среди недели в какое-нибудь госучреждение сходить и не надо для этого с работы отпрашиваться.

Изначально, только-только попав в группу обучения, Владимир думал переждать на «железке» год-другой, пока в стране бардак не поуляжется. Но получилось так, что работает он вот уже четверть века и никакой другой специальности для себя не представляет. За это время достижения Владимира Кулешова не раз отмечались высокими наградами. В 2005-м за достигнутые успехи вагонник был награждён именными часами начальника Приволжской железной дороги. Тремя года позже получил почётную грамоту от главы ОАО «РЖД» Владимира Якунина. В 2012-м наградой для Владимира Алексеевича стали именные часы от президента компании. А в прошлом году Олег Белозёров в ходе визита в Саратов лично вручил старшему осмотрщику вагонов Владимиру Кулешову нагрудный знак «Почётный железнодорожник». Однако награды в жизни нашего героя далеко не самое важное.

– Я не гонюсь за статистикой, за премиями. Главное – не выявить как можно больше неисправностей, а не пропустить ни одной, – говорит Владимир Кулешов.
Автор: Глеб Хрусталёв