Жизнь – по своей колее Железнодорожник Поволжья

Жизнь – по своей колее

Елена Бондаренко, дежурный по станции Аксарайская-1



Профилактической работе с водителями и безопасности на переездах сотрудники магистрали уделяют повышенное внимание. Регулярно проводят акции, раздают памятки, устанавливают стенды с ужасающе правдивой информацией о последствиях нарушения правил дорожного движения.

Несмотря на все усилия, порой случается, что железнодорожники – машинисты, дежурные по станции, диспетчеры, путейцы – оказываются на переднем крае этой необъявленной войны между преступной халатностью водителей и здравым смыслом. От исхода поединка зависят сохранность грузов, железнодорожного имущества, а главное, жизни пассажиров.

История, которая произошла во время дневной смены с нашей героиней – дежурным по станции Аксарайская-1 Еленой Бондаренко, закончилась почти счастливо. Если не принимать во внимание сильнейшего нервного и морального напряжения железнодорожников, которые в буквальном смысле спасли положение и не допустили столкновения поезда с автомашиной, вставшей у него на пути. Способствовали этому слаженные действия, быстрота реакции, умение оперативно и профессионально реагировать на из ряда вон выходящие обстоятельства.

В то утро для астраханки Елены Бондаренко всё было как обычно. Железнодорожница вовремя примчалась на работу, а добираться до Аксарайской-1 из Астрахани не меньше сорока минут. Затем приняла у напарницы смену, сделала необходимые записи в журналах и приступила к дежурству.

– Станция у нас непростая, международная – здесь производят пограничный досмотр поездов. После создания Таможенного союза работаем во взаимодействии с пограничниками, которые проверяют поезда на Казахстан и обратно, – рассказывает начальник станции Аксарайская-1 Светлана Костенко. – Среднесуточный поток, следующий по станции, – около 35 пар грузовых и 16 пар пассажирских поездов.

Смена была в разгаре, на перегоне Аксарайская-1 – Досанг работали путейцы. Елена ожидала прибытия скорого пассажирского поезда № 5 Астрахань – Москва.

– Я подготовила маршрут для «пятёрки». Состав должен был прибыть с минуты на минуту, – вспоминает наша героиня. – В этот момент с северного направления по чётному пути один за одним проследовали два грузовых поезда. Машинист первого из них передал по рации, что на противоположном нечётном пути неподалёку от неохраняемого переезда прямо в железнодорожной колее находится автомобиль ВАЗ «с водителем, не подающим признаков жизни».

Получив такую информацию, Елена, не мешкая, вызвала поездного диспетчера и доложила о нештатной ситуации.

– Я сообщила Надежде Алексеевне Картамышевой о преграде на пути, по которому был проложен маршрут для скорого пассажирского поезда. Было принято оперативное решение отправлять поезд по чётному «неправильному» пути, для чего станцию Досанг перевели с диспетчерского на ручное управление и на время «развернули перегон» в сторону Досанга,– объясняет Елена Геннадьевна. – Нас, конечно, учат поведению в нештатных ситуациях, но в критический момент отключить эмоции и собраться было непросто. Ты не успеваешь до конца осознать происходящее, быстрее бы переделать маршрут, чтобы выправить ситуацию. Поезда не ждут!

Впрочем, действовала Елена в тот момент оперативно и грамотно. Передала информацию об инциденте на пути в линейный опорный пункт полиции, расположенный на их станции, и вызвала на помощь путейцев, которые находились вблизи неохраняемого переезда.

– Наша бригада тогда выполняла средний ремонт пути, и на время производства работ переезд был ограждён, – поясняет начальник Харабалинской дистанции пути Вячеслав Болдуракий. – Как рассказали очевидцы происшествия, пьяный водитель мчался с превышением скорости по дороге со стороны посёлка имени 50 лет ВЛКСМ. На переезде он перелетел через барьерное ограждение и очутился прямо в колее нечётного пути. После получения сигнала от дежурного по станции Аксарайская-1 путейская бригада оперативно прибыла на место, благо работала рядом. Сначала вручную, а затем с помощью дежурной машины её сотрудники оттащили автомобиль с железнодорожного пути. С задачей справились быстро и тут же доложили дежурному, что «проблема» убрана в габарит подвижного состава.

По словам Вячеслава Викторовича, ликвидации последствий случившегося мешали хулиганские действия самого вмиг протрезвевшего водителя и его односельчан, которые заступались за дебошира. Прибывшие на место сотрудники ППС ГИБДД составили протокол и задержали злостного нарушителя правил дорожного движения. Как стало известно железнодорожникам позднее, хулигана лишили водительских прав.

Благодаря слаженным действиям дежурного по станции Елены Бондаренко и причастных железнодорожников не было допущено задержки пассажирского поезда. Станцию Аксарайская-1 «пятёрка» покинула согласно графику движения. О пропуске состава по «неправильному» пути знала только локомотивная бригада. Покой пассажиров в тот день ничто не нарушило.

О других возможных вариантах развития событий Елена даже по прошествии времени думает с замиранием сердца. Действительно, не будь в тот момент встречного грузового поезда или, предположим, не прояви локомотивная бригада бдительности, ситуация с автомобилем в колее железнодорожного пути могла обернуться трагедией.

– Случись это так, жизни сотен людей всецело зависели бы от быстроты реакции машиниста, – уверена моя собеседница.

Стрессовую ситуацию и переживания того злополучного инцидента нашей героине помогла преодолеть любящая семья. Муж Елены Владимир Бондаренко работает маневровым диспетчером в парке А станции Аксараская-2. У супругов подрастает сын Кирилл. Ему восемь лет.

– Когда мы с мужем работаем в одну смену, на помощь приходят мои родители, – с благодарностью отмечает Елена Геннадьевна. – Им ничего объяснять не надо: мама Зинаида Владимировна Ткачёва и папа Геннадий Егорович Белов были проводниками. Они по себе знают, как непросто сочетать работу на железной дороге с воспитанием детей. Кстати, свёкор Юрий Бондаренко тоже железнодорожник, работал машинистом. Родители мужа живут в Аткарске Саратовской области, поэтому с ними видимся только во время отпуска.

Опыт работы выпускницы РГОТУПС Елены Бондаренко в должности дежурного по станции – пять с половиной лет. И ей уже доводилось исполнять обязанности начальника станции.

– Испытанная на себе нештатная ситуация – это опыт на всю оставшуюся жизнь, – признаётся железнодорожница. – К сожалению, у каждого движенца найдётся парочка своих историй на эту тему. К примеру, на нашей станции работает ДСП Олег Викторович Соболев, именно в его смену на перегоне Бузанский – Дельта произошёл памятный всем астраханцам сход электропоезда по вине нетрезвого водителя. Олег Викторович рассказывал нам об этом личном опыте. Пережить такое страшно даже в теории.

По мнению Елены Бондаренко, регулярные технические занятия, которые в Астраханском центре организации работы железнодорожных станций для движенцев проводят первые руководители и начальники разных станций, помогают перенять неоценимый практический опыт, который наряду с теоретическими знаниями инструкций выручит в любой нестандартной ситуации.

Автор: Екатерина Кобзева