Продолжатель династии Железнодорожник Поволжья

Продолжатель династии

Виктор Ситников, машинист электровоза эксплуатационного локомотивного депо Сенная



На недавнем дорожном конкурсе профмастерства среди локомотивщиков Виктор Ситников выделялся с самого начала.

Первое испытание, предполагающее точечный подъезд к сигналу остановки на одиночном локомотиве, он выполнил на максимально возможные сто баллов. При этом расстояние до установленной планки составило менее метра.

В будние дни Виктор привык управлять тяжеловесными поездами, а на конкурсе локомотив был одиночный, да ещё и пассажирский – серии ЭП-1. Понятно, что с точки зрения управления автотормозами тяжеловес и одиночный локомотив – небо и земля. Несмотря на это, опытный машинист справился с поставленной задачей на отлично. Тем самым железнодорожник подтвердил свою универсальность.

– У меня есть права управления как электровозом, так и тепловозом, поэтому в кабине любого локомотива чувствую себя уверенно, – признаётся Виктор Ситников. – Главная сложность первого задания заключалась в том, что нужно было затормозить не 254-м, а 394-м краном, отвечающим за управление автотормозами всего поезда. Это намного сложнее.

В основном Ситников работает в электровозах серии ВЛ-80 на плечах Сенная – Сызрань и Сенная – Петров Вал. Водить приходится как длинносоставные, так и тяжеловесные поезда весом 6300 тонн. По убеждению машиниста, чтобы грамотно управлять локомотивом, нужно чувствовать его, понимать, как он может повести себя в той или иной ситуации.

– Я в локомотивном хозяйстве с 2008 года, поэтому у меня было достаточно времени, чтобы выработать данный навык, – считает железнодорожник.

В ходе второго задания конкурсантам предложили сборку-разборку крана машиниста на действующем локомотиве. С этим наш герой также справился без особого труда, показав второй результат соревнований. В другом локомотиве предстояло проявить навыки поиска и устранения заданной неисправности. Многие состязающиеся признавались, что данное испытание было самым сложным. А вот Ситникову оно таким не показалось.

– Инструктор поставил задачу, и я приступил к поиску неисправности. Проблема была в том, что не включался линейный контакт, – продолжает мой собеседник. – В итоге я быстро определил участок неисправности, собрал аварийную схему – и всё запустилось, как положено. За выполнение этого задания мне также поставили максимальную оценку.

Помимо этого, машинист продемонстрировал стобалльные знания по охране труда, реанимировал «Гошу» и показал мастер-класс в прохождении теста АСПТ. По итогам всех испытаний Виктор Ситников занял первое место, тем самым став на один год (до следующего конкурса) лучшим машинистом электровоза Приволжской железной дороги.

В середине конкурсного дня, когда имена победителей были ещё неизвестны, Виктор Ситников подошёл ко мне, чтобы спросить, почему на его предприятие в последнее время перестала поступать корпоративная пресса.

– Меня всегда интересовало, что происходит на Приволжской железной дороге, сколько грузов мы перевезли, сколько пассажиров, какие новшества появляются в работе, и вообще всё, о чём вы пишете в своих статьях, – признаётся машинист. – В свободное время люблю читать и узнавать что-то новое.

Эту характерную особенность Виктора Ситникова – удивительную тягу к знаниям – уже давно разглядел машинист-инструктор по автотормозам эксплуатационного локомотивного депо Сенная Алишер Таджимуратов, который припомнил один показательный случай.

– Однажды Виктор пришёл ко мне после очередной поездки и признался, что допустил ошибку при управлении прибором безопасности САУТ, – говорит машинист-инструктор. – Нарушение не было серьёзным, поэтому машинист отделался повторным техзанятием. Тогда он поставил перед собой задачу – работать без замечаний и не допускать повторения прошлых ошибок. Могу сказать, что пока это ему удаётся. Если взять статистику по управлению автотормозами с начала текущего года, то мы не увидим у Виктора ни одного нарекания. Он постоянно работает над собой, много читает. Ситников – продолжатель династии машинистов. В нашем депо работал его отец Николай.

Наш герой помнит, как в детстве, глядя на папу, он мечтал тоже стать машинистом. Любовь к железной дороге, очевидно, у Виктора в крови – досталась от предков. Ведь ещё его прадедушка трудился в кабине локомотива, правда тогда ещё на паровозной тяге.

– Другой прадед был путейцем, как и бабушка, работавшая бригадиром пути. Моя сестра трудится в Приволжской дирекции тяги. В общем, можно сказать, что в нашей семье почти все – железнодорожники. Даже подрастающее поколение уже начинает проявлять тягу к локомотивам!

Сыну Виктора Ситникова ещё не исполнилось трёх лет, но он уже успел побывать в кабине настоящего локомотива, подержаться за контроллер и посидеть на месте машиниста. Уникальная возможность представилась малышу в ходе недавнего Дня железнодорожника, который на Сенновском узле отмечали с большим размахом. Специально для местных жителей на станции устроили выставку современной железнодорожной техники. И теперь Ситников-младший спит и видит себя в кабине большого электровоза.

– Я возвращаюсь с работы, а он бежит мне навстречу и кричит: «Папа, пошли ту-ту!», – с улыбкой рассказывает Виктор. – Хочет опять побывать на такой выставке.

Кстати, племянник нашего героя, который живёт в Саратове, в свои шесть лет так же твёрдо намерен связать судьбу с локомотивами. Когда его спросили, кем он хочет стать, когда вырастет, мальчик ответил: «Как дядя Витя – машинистом!».

– Смотрю на него и вспоминаю себя... У меня тоже с самого раннего детства душа лежала именно к этой профессии, – признаётся продолжатель династии. – Может быть, не каждый поймёт, но я правда очень люблю свою работу и не представляю себя в каком-то другом деле!

Про многотонные локомотивы Виктор Ситников говорит с большой теплотой:

– Отношусь к ним как к живым существам. Локомотив нужно не только знать от и до, но ещё любить и уважать. В противном случае никакой работы не получится. Нужно быть машинистом, а не наездником!

Получив первоначальное железнодорожное образование в Саратовской дортехшколе и отработав несколько лет в ТЧЭ-13, машинист-универсал понял, что его тяга к знаниям удовлетворена не полностью. Поэтому этим летом он поступил в МИИТ на специальность «Электрический подвижной состав». Высшее железнодорожное образование Виктор получит заочно, так как с основной работы ценного сотрудника уже никто не отпустит. Тем более что в октябре ему предстоит отстаивать честь Приволжской железной дороги на сетевом конкурсе профессионального мастерства.

Что ж, пожелаем молодому машинисту новых побед!
Автор: Алексей Шмалей