Диплом от министра
Айват Ажибаев, монтёр пути путевой машинной станции № 196Работник путевой машинной станции № 196, что в Верхнем Баскунчаке, стал победителем финала всероссийского конкурса профессионального мастерства в номинации «Лучший монтёр пути».
Федеральный этап, который Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации проводило в этом году впервые, состоялся в Москве. Чтобы отправиться туда, 27-летний Айват Ажибаев прошёл отборочный тур на своём предприятии ПМС-196, а после стал лидером дорожного этапа, который проходил в Саратове.
– Я ехал в Москву за победой, настраивался на результат, – признаётся Айват. – У нас, кстати, и во время внутреннего конкурса, на предприятии, тоже была жёсткая конкуренция. ПМС-196 на хорошем счету, нормы большие выдаёт, все работники опытные и добросовестные. Уверен, многие наши ребята не растерялись бы ни в Саратове, ни в Москве, смогли бы везде себя хорошо показать.
Однако в этот раз ответственная задача – представлять приволжских путейцев – выпала именно Айвату. Железнодорожник с шестилетним стажем уверенно заявил о себе на саратовском этапе состязания.
– Когда во время практической части конкурса увидел, как монтёр из ПМС-196 точно, аккуратно, выверенными сильными ударами забивает костыли в деревянные шпалы, я не усомнился: это победитель, – делится впечатлениями очевидец, мой коллега – журналист Глеб Хрусталёв.
Кстати, и на региональном, и на федеральном этапе конкурса практические испытания проходили на полигоне с рельсошпальной решёткой на деревянном основании.
– С «деревом» сложнее... Оно требует сноровки, физической силы. Да и сама технология очень отличается от работы с железобетонной шпалой, – отмечает Айват Булатович. – Сейчас почти повсеместно путь лежит на железобетоне, и навык обращения с деревянным основанием есть не у всех.
Но Айвату в этом смысле повезло. Первое в его жизни многочасовое «окно» на отдалённом перегоне в Астраханской области было именно на «деревянном» участке.
– Меня, стажёра, поставили с двумя опытными монтёрами. Они мне объяснили и показали все тонкости данной работы, и на конкурсе полученный навык пригодился, – вспоминает мой собеседник. – Во время практического этапа нужно было забить пять костылей – это такие большие металлические гвозди. Я справился с задачей быстрее всех – за минуту и четыре секунды и набрал на пять баллов больше, чем остальные двадцать участников.
Компетентное жюри учитывало всё: порядок подготовки инструментов, последовательность действий и, конечно, точность ударов кувалдой – за промахи снимали баллы. Но Айват сконцентрировался и стал лучшим.
Во время теоретических испытаний многие участники, по выражению Ажибаева, «поплыли». Наш герой набрал 21 балл из 30 возможных и показал второй результат в рейтинге. Хотя среди конкурсантов были не только монтёры с более высокими разрядами, но и бригадиры пути.
– Я готовился, читал литературу, просматривал свои конспекты. Практика для путейца важна, но и теорию надо знать, – убеждён лучший монтёр пути.
Торжественным и волнующим стал момент награждения: дипломы и кубки Айват и остальные победители всероссийского конкурса получили из рук министра труда и социального развития Максима Топилина. А после финалистов повезли на экскурсию в Щербинку и показали Экспериментальное кольцо Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. Оно было создано в 1932 году для проведения паспортных и сравнительных испытаний железнодорожной техники в реальных условиях и состоит из трёх кольцевых путей. Интересный факт: с 1932-го по настоящее время здесь были опробованы все типы отечественных локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов, абсолютное большинство типов рельсов, шпал, рельсовых скреплений, а также электропоезда «Сапсан» и «Аллегро».
– Нам показали современные локомотивы, вагоны, новейшие рельсовые скрепления, которые сейчас проходят испытания, – поделился впечатлениями Айват. – Но лично я уверен, что ручной труд на железной дороге никогда не исчезнет: всё, что сделано руками, – это надёжно и проверено.
Как рассказала специалист по подготовке кадров ПМС-196 Татьяна Иванова, Айват всегда с готовностью откликается на возможность профессионального роста. В 2016 году молодой железнодорожник от¬учился на курсах повышения квалификации в Астрахани и повысил свой разряд до четвёртого, а нынешней весной освоил профессию сигналиста в Ершове.
Семь лет назад именно желание учиться привело Айвата Ажибаева на железную дорогу. А родился и вырос он в селе Сокрутовка.
– Папа был ветеринаром. Он утонул, когда я был маленьким, так что рос без отца, – вспоминает собеседник. – После школы решил стать, как отец, ветеринарным фельдшером. Однако, когда после окончания Дубовского зооветеринарного колледжа вернулся в родное село, работы для меня не нашлось.
От тёти, что живёт в Баскунчаке, парень узнал о наборе группу для обучения монтёров пути в Астраханской дортехшколе. И ухватился за этот шанс. Следом за ним и старший брат Бауржан пошёл в путейцы. Оба брата сейчас трудятся в одной колонне Верхнебаскунчакской путевой машинной станции № 196.
– Работа у нас тяжёлая и, по сравнению с остальными профессиями, опасная. Однако коллектив хороший и зарплата нормальная, – отмечает наш герой. – Мой первый наставник мастер Сергей Алибаев всегда повторял, что надо постоянно быть внимательным, каким бы опытным ты ни был.
Именно бдительность, а уж потом силу, выносливость и работоспособность Айват считает главными качествами для путейца. Ведь дома с вахты его ждёт любящая семья: жена Гульжана, сыновья Арстан и Самат. Гульжана работает художественным руководителем в местном Доме культуры, занимается с детьми танцами, художественным творчеством. Недавно организовала для старшего поколения Сокрутовки праздник в честь Дня пожилых людей. Айват в этот раз был на отдыхе и смог прийти на концерт, который вела жена.
– Айват – наша гордость, мы очень рады его успехам. За него, знаете, всё наше село болело, все мужа уважают, – говорит супруга нашего героя. – У Айвата очень нелёгкий труд: рано встаёт, много часов физической нагрузки. Мы скучаем, когда он на вахте: звоним, подбадриваем его. Случается, и дни рождения, и праздники пропускает, но работа есть работа.
Вот и на этот раз по возвращении с конкурса Айвату некогда было праздновать победу – тут же уехал на вахту.
– Родные поздравили меня 2 октября, когда мы отмечали день рождения младшего сына. Самату исполнилось три года, – делится Айват.
В свободное время глава семейства Ажибаевых занимается своей небольшой отарой – овцами и баранами (не зря же когда-то хотел посвятить себя лечению животных!). Так что отдых всегда получается активным – дел невпроворот. Домашнее хозяйство – хорошее подспорье для молодой семьи. А ещё по мере возможностей Айват помогает нуждающимся односельчанам.
За победу в конкурсе железнодорожнику присудили солидную денежную премию. Как распорядиться деньгами, семья ещё не решила. Возможно, Ажибаевы исполнят свою мечту и поедут в отпуск на Чёрное море. В одном Айват и Гульжана не сомневаются: часть денег они потратят на новогодние подарки и необходимую помощь детям-сиротам из Сокрутовки, которые воспитываются в Ахтубинском детском доме.
Автор: Екатерина Кобзева