Обуздав «огненную колесницу» Вперёд

Обуздав «огненную колесницу»

Светлана Ульшина, дежурный по переезду

Дежурный по переезду Елецкой дистанции пути Светлана Ульшина  помогла предотвратить более 10 грозивших крушениями ЧП

Колёсные пары с искрящейся подсветкой – для кого-то, может, зрелище эффектное, только Светлану Ульшину оно не заворожило. Быстрая реакция и знания инструкции дежурного по переезду щитом заслонили Юго-Восточную магистраль от последствий дальнейшего движения «огненной колесницы».

События разворачивались 18 февраля на охраняемом железнодорожном переезде 497 км станции Тербуны. Не только вереницу грузов – неминуемую беду вёз с собой поезд № 1580, из-под 64 вагона которого выбивался яркий сноп разлетавшихся в ночи искр.
Как выяснили работники вагонного депо, причиной опасного фейерверка послужила выскочившая втулка в колёсной паре. Однако и остановка на полтора часа для предварительного комиссионного осмотра, и заключения вагонников последуют позже, а пока слово было за хозяйкой переезда:
– Осматривала проходящий состав, как вдруг увидела сильное искрение в колёсной паре. Сразу же связалась и передала информацию, как положено по инструкции.
Случай вошёл в историю Юго-Восточной строками представления бдительного и ответственного дежурного по переезду к поощрению: «Незамедлительно оповестила о случившемся машиниста поезда Лучинина, дежурного по станции Тербуны Емельянову, диспетчера Елецкой дистанции пути Щукину». За строкой приказа начальника дороги Анатолия Володько – знак «За безопасность движения». Она рада недавно полученной Почётной грамоте, а более высокому знаку профессиональной доблести – и подавно. По чести сказать, давно его заслужила.
Даже у очевидцев или тех, кому знакомы леденящие кровь фотосвидетельства столкновений на железнодорожных переездах, может сложиться неполное впечатление о последствиях: что, если грузом окажутся горючие или токсичные материалы?.. Благо, есть щит надёжности – не дремлющие ни днём, ни ночью, собранные и грамотные дежурные по переезду. Светлана Ульшина – одна из них.
24 октября исполнится пять лет, как она «рулит» потоками движения на одном из островков повышенной опасности нашей магистрали. За эти годы, по её словам, удалось предотвратить здесь не менее 12 столкновений железнодорожного и автомобильного транспорта, вероятность которых порой зашкаливала.
Светлане часто приходилось останавливать поезда: то обрыв тормозного шланга заметит, то нарушение габарита. Заглохший на переезде автомобиль – это уже классика жанра. Как-то во время её смены водитель сбежал от страха, оставив внезапно поломавшийся КамАЗ перед приближавшимся поездом. А она не спасовала, поступила, как велит служебный долг, и несчастье миновало.
Однажды, вспоминает один из самых опасных случаев, у трактора отцепилась телега одновременно с ожившей переездной сигнализацией, тем временем по чётному и нечётному путям мчались навстречу друг другу поезда:
– Загорелся светофор, зазвенел звуковой сигнал. Тракторист поехал дальше, даже не заметив потери. Я не растерялась, быстро сорвала заградительное и – к рации. Сообщила машинистам о препятствии, на станцию позвонила, потом бегом на путь. Позвала водителей на помощь, те из них, кто находился поближе, буквально на руках вынесли телегу за пределы переезда.
Таким образом, ещё одного крушения удалось избежать.
«Везучая!» – шутят коллеги по этому поводу. Сама такой «везучести» не рада, больше всего желая, чтобы составы шли без повреждений, и всё было нормально. Но случись вдруг серьёзное испытание, доказала не раз, что выдержит с честью.
Для тех, кто считает труд дежурного по переезду лёгким и незначительным, мол, вышли и палочкой махнули, у Светланы Ульшиной свой ответ:
– Все 12 часов смены держат в напряжении, смотреть надо в оба. Даже когда чаю себе налил, и то поглядываешь, все ли проезжают, никто не остановился. Интенсивность у нас очень высокая…
Особенный ритм не замирающему ни на минуту движению через охраняемый железнодорожный переезд 497 км станции Тербуны придаёт расположенный по соседству элеватор. Помимо вечно спешащих в Липецк, Елец и другие райцентры фур, через него в горячую уборочную пору держат путь пыхтящие грузовики с зерном. Проседая под грузом, движутся медленно, и нередко дежурному приходится придерживать шлагбаум, чтобы не упал на прицеп.
В густом потоке водительских лиц разные мелькают. Есть среди них понимающие, которые пролетят на красный свет, а потом каются: «Простите, я не заметил, только не ругайтесь, больше не повторится». А иной не посмотрит, что женщина, выражений не выбирает…
Словом, отношения с водителями складываются по-разному. На сюжет для боевика, пожалуй, потянет рассказ о том, как усмиряла одного из самых злостных нарушителей:
– Частный предприниматель решил, что ему всё можно. Часто старался проскочить уже после того, как срабатывала переездная сигнализация. Шлагбаум для него не препятствие – вилял, выписывал «восьмёрки», пока крышки УЗП не поднимутся. Если оставался на переезде, приходилось их опускать, а на это времени могло и не хватить. Проводила с ним водительский инструктаж, за который даже расписывался, уговаривала: «Так нельзя, вы создаёте аварийную ситуацию». Тем не менее на его сознание это никак не повлияло и совесть не пробудило. Пришлось сделать запись в журнале, передав информацию о нарушениях диспетчеру дистанции в Елец.
Только оформленный сотрудниками ГИБДД протокол и последующий за ним штраф возымели своё действие: наказанный рублём местный лихач перестал гонять на запрещающий сигнал и объезжать полузакрытый шлагбаум. Однако начал угрожать дежурному по переезду расправой. Бесполезно, не робкого десятка, да и чувство долга не позволяет закрывать глаза на таких горе-водителей.
Зато с коллективом, поделилась, очень повезло:
– На переезде трудятся четверо, все девчонки хорошие, конфликтных ситуаций не возникает. У нас чуткое и внимательное руководство. Дорожный мастер – Игорь Кожокарь, к нему можно обратиться с любым вопросом или просьбой, всегда найдёт время, выслушает, пойдёт навстречу. Бригадир Андрей Павлов тоже готов откликнуться, когда ни позвонишь.
Привести Светлану за руку на железную дорогу было некому. В 1999 году она вышла из стен Липецкого машиностроительного колледжа дипломированным бухгалтером, однако по специальности устроиться не получилось. Работа в детском саду материального удовлетворения не принесла. Слухом земля полнится: узнала, что на железнодорожном переезде намечалась вакансия, одна из дежурных уходила на пенсию. Это был шанс, который она не упустила, обратившись в отдел кадров ПЧ Елец:
– Человеку всегда чего-то не хватает для счастья, а я своей работой очень довольна и не поменяла бы на другую. Мне нравится скользящий график, это удобно. Очень хорошие отношения сложились с коллегами и руководством, никакого безразличия с их стороны не чувствуется. А главное – это стабильность. Можно всегда рассчитывать на зарплату, строить планы: время пришло – получишь свои деньги.
Не только профессиональные успехи служат поводом для гордости. Дочь Дарья окончила школу с золотой медалью и штурмует азы юриспруденции в ВГУ. Железнодорожной семью Ульшиных не назовёшь, у супруга Алексея профессия героическая, он пожарный, и потому внимания журналистов заслуживает не меньше. «Как так?» – недоумевают они во время интервью. – Вы работаете в ПЧ-15, а муж – в ПЧ-26!»
Не только похожими служебными аббревиатурами сошлись линии судьбы. Решили сменить семейное гнёздышко, продав квартиру, обзавелись собственным домиком. Для Светланы, которая в своё время увлекалась разведением роз, теперь раздолье, кроме цветоводства, мечтает посвятить свободное время садоводству и огородничеству. Дойдут ли до всего руки, получится ли совместить широкий круг домашних хлопот с нелёгкими и ответственными профессиональными обязанностями?
– Можно ещё и больше успевать, если человек не ленится, работа нравится и в семье всё благополучно ладится, – без труда развеяла сомнения.
Автор: Галина Мостипан