Правило трёх секунд Дальневосточная магистраль

Правило трёх секунд

Наталья Шевченко, дежурный по переезду Ружинской дистанции пути

Дежурный по переезду Ружинской дистанции пути Наталья Шевченко вовремя выявила в проходящем поезде дефект, который угрожал безопасности движения

Всего несколько секунд было у дежурного по переезду Ружинской дистанции пути Натальи Шевченко, чтобы увидеть в проходящем грузовом поезде неисправность и предотвратить сход. «Это просто моя работа, – скажет она потом. – Ничего сверхъестественного». Между тем только профессионал высочайшего класса может на слух и на глаз, как настоящий доктор, быстро, а главное точно понять, где скрыта проблема, угрожающая безопасности движения поездов.

В начале разговора Наталья даже не сразу поняла, какой событийный повод привлёк внимание журналиста. Оказывается, она довольно регулярно, «сканируя» пролетающие поезда, определяет неисправности. Несколько минут, перебирая в памяти подобные случаи, наша героиня тщетно пыталась вспомнить что-то особенное. На ум ничего не приходило. Поэтому пришлось обратиться за помощью к руководству.

– Наталья Шевченко – наша гордость. Такие дежурные по переезду – на вес золота, – говорит заместитель начальника ПЧ-8 по кадрам и социальным вопросам Василий Газинский. – Её любовь к делу, отношение к работе, ответственность вызывают огромное уважение и восхищение. Вот только два свежих примера, которые стали поводом для поощрения. В последний день 2019 года Наташа увидела провисание рычажной передачи, о чём незамедлительно сообщила диспетчеру. Когда поезд остановился, вагонники подтвердили её предположение: отсутствовал валик подвески во второй колёсной паре 15 вагона. А буквально через несколько дней, 5 января, новая неисправность, которую не пропустила Наталья. На этот раз – опускание подвески башмака.

Эта железнодорожная терминология обычному человеку непонятна. А как может женщина разобраться во всех технических нюансах? Этот вопрос я адресую уже нашей героине.

– Может быть, я сейчас скажу высокопарно, но когда ты по-настоящему осознаёшь свою роль, понимаешь, что именно от твоих точных и оперативных действий зависят жизнь и здоровье людей, безопасность движения поездов, это формирует определённое отношение к профессии, – говорит Наталья. – Поэтому я стараюсь сегодня работать лучше, чем вчера. Это мой девиз, мой жизненный принцип. Ну а для того чтобы был результат, рос профессионализм, надо просто любить своё дело, относиться к нему с душой. Как мне удаётся видеть неисправности? Сложно сказать. Это, наверное, уже на уровне интуиции, когда нужные знания всплывают в памяти в нужный момент, когда все внутренние чувства настроены на то, чтобы не пропустить опасность. Помню, как в конце прошлого года, а это была поздняя осень, спускались сумерки, в проходящем грузовом поезде я мельком увидела слабые искры. Тут же напрягла слух: колесо о рельс стучало как-то непривычно. Обычный человек разницу не почувствует. Оказалось потом – два ползуна в колёсной паре. А это могло привести к трагедии, поезд шёл по нашему перегону со скоростью 70–80 км в час. И таких примеров много.

О вагонах и своей любви к железной дороге Наталья может говорить долго. Чувствуется, что в другой роли она себя просто не представляет.

– У меня такое ощущение, что я всегда хотела быть железнодорожником. Я родилась с этим желанием, – улыбается Наташа. – Мои детство и юность прошли в Казахстане. После школы я поступила в техникум, выбрав специальность техника-механика вагонного хозяйства. Потом вышла замуж, родила сына, и мы переехали в Приморье. Я очень хотела устроиться на Дальневосточную магистраль. Но это было довольно непросто – начало двухтысячных годов, все держались за стабильность, которую давала железная дорога. Мест не было. И однажды я просто, как говорят, с улицы зашла к начальнику Ружинской дистанции пути, на тот момент ПЧ-8 «командовал» Александр Вячеславович Диденко. И что-то особенное он смог тогда разглядеть во мне, молодой девчонке, за несколько минут общения. За это я ему очень благодарна. В итоге в апреле 2002 года я начала работать дежурным по переезду. Часто с огромной благодарностью вспоминаю и своего первого наставника Александра Николаевича Оноприенко. Он не только делился профессиональными секретами, но и дал мне ценный совет: «Не будь равнодушной к своему делу, сохрани в душе особый трепет к работе». И ведь он, как показало время, был абсолютно прав.

Есть ещё одна страничка в биографии Натальи Шевченко. Два года подряд она становится победителем конкурса профессионального мастерства на Дальневосточной железной дороге.

– Я ездила на сетевые конкурсы профмастерства. Совсем немного не хватило баллов до призовых мест, – говорит Наталья. – Но в тот момент для меня важнее была не победа, а участие, возможность увидеть, чем живут мои коллеги, обменяться опытом. Думаю, мои победы ещё впереди.

Когда разговор подошёл к концу, Наташа, обеспокоенная тем, что я не до конца пойму её суть, прочитала мне стихотворение о железной дороге. В простых строках рефреном звучала мысль: «моя жизнь, моя судьба – это железная дорога».

– Лучше и не скажешь, наверное, – улыбнулась она мне напоследок. И в тот момент ясно почувствовалось: этот человек – счастлив!

Автор: Наталья Кузьмина