Работа с экстримом
Людмила ДовлатоваРабота без изъянов
Алексей ШтыменкоДело всей жизни
Николай ЛинникУспешная энергия
Сергей ТихоновНа минувшей неделе главный инженер Приволжской дирекции по энергообеспечению Сергей Тихонов отмечен знаком «Почётный железнодорожник».
На сделанный Сергеем Николаевичем выбор жизненного пути сильное влияние оказал его дядя – брат его матери Владимир Петрович Коанистов. Он был начальником энергетического района в организации «Саратовэнерго» и во многом стал для героя статьи образцом для подражания.
– Нередко, когда я сталкиваюсь с производственными задачами, вспоминаю наставления своего дяди – настоящий энергетик должен разбираться во всём и уметь починить что угодно, – рассказывает собеседник. – Меня всегда поражало, как он понимал устройства разного рода сложных механизмов и техники, без преувеличения можно сказать, что у него были золотые руки.
Трудовой путь на магистрали Тихонов начал ещё студентом – на третьем курсе он устроился работать ночным сторожем в дистанции водоотведения. Карьеру в структуре хозяйства электроснабжения железной дороги он начал после окончания вуза по специальности инженер-электрик в 1998 году.
– Это были очень тяжёлые времена. Выход из кризисных 90-х. В Саратовской дистанции электроснабжения была вакантная должность электромонтёра ремонтно-ревизионного цеха, куда я без долгих раздумий подал документы. Так удачно совпало, что я жил рядом с этим предприятием, – продолжает Сергей Николаевич.
Тихонов с признательностью вспоминает своих наставников, в первую очередь – начальника ремонтно-ревизионного цеха Юрия Петровича Сурова и заместителя начальника Саратовской дистанции электроснабжения Виктора Абдуловича Абучаева. Под их чутким руководством молодой специалист начинал постигать основы профессии на практике.
– Я постоянно учился у них чему-то новому. Поначалу казалось – я же только что вышел из института, всё знаю и умею. Но когда стал работать плечом к плечу с моими наставниками, диву давался – оказывается, ранее полученные знания и навыки были лишь азами. Жаль, этих замечательных специалистов уже нет с нами. Среди учителей, которые и сегодня трудятся на благо магистрали, – главный инженер Приволжской железной дороги Александр Николаевич Смородин, – отзывается собеседник.
Говоря о своём трудовом пути, Сергей Тихонов делится воспоминаниями о своём первом введённом в эксплуатацию объекте. Поставленную задачу выполнять надо было вместе с коллегами в теперь уже далёком 1998 году.
– Я уже немного набрался опыта и, как один из самых молодых работников, был направлен на стройку. Можно сказать, что это и была моя проверка теоретических знаний на практике. Начинали возведение подстанции на станции Нефтяная ещё летом в 1998 году, по теплу, а вот завершили только зимой. Было непросто – и кабели пришлось потаскать на себе, и землекопом побыть, но это того стоило. То особое чувство, когда ты понимаешь, что построенный тобой объект вот-вот оживёт. После запуска всё оборудование функционировало без сбоев. Удовлетворение от успешно проделанной работы мало с чем сравнится, – говорит Сергей Николаевич.
Сразу после окончания института и трудоустройства в дистанции Тихонов подал документы для получения железнодорожного образования на заочный факультет РГОТУПСа в Саратове (ныне СамГУПС) по специальности экономика железнодорожного транспорта, который успешно окончил в 2001 году.
– Важно поймать тот момент, когда ты осознаёшь, что хочешь стать руководителем. Я понял это сразу же после трудоустройства на магистраль и начал работать в этом направлении. Сегодня у меня два высших образования – профильное техническое и экономическое. Нужно постоянно расширять свой кругозор, ведь далеко не все вопросы можно решить только с позиций профессионального образования, – утверждает энергетик.
За более чем 20 лет стажа на железной дороге Сергей Тихонов стал свидетелем и непосредственным участником многих преобразований на Приволжской магистрали. Среди них – электрификация линий Саратов – Волгоград, Сенная – Сызрань, строительство тяговых подстанций и внедрение новой аппаратуры.
Не обходилось в работе и без курьёзов.
– В канун Рождества в 2009 году вышло из строя новое оборудование на посту Вязовый Гай, который располагается в полях недалеко от одноимённого разъезда. Причиной тому стал интерес, проявленный к устройствам полевыми мышами. Они погрызли часть изоляции и нарушили функционирование поста. Мы с бригадой рабочих еле добрались туда через метель и всю рождественскую ночь провели в поисках неисправности. Но приключения не закончились – утром дежурный уазик едва смог проехать за нами. И с ещё большим трудом мы добирались до трассы, – смеётся железнодорожник.
Ещё двумя крупными достижениями собеседника стали перевод всех высокомачтовых установок в границах полигона дороги на светодиодное освещение и внедрение мультифункционального проекта «Изменение точек покупки электроэнергии с выходом на ФОРЭМ (Федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности) в границах Волгоградского территориального управления».
Железнодорожник не только рассказал об оставшихся в прошлом знаменательных вехах, но и поделился планами на будущее.
– Ещё очень многое предстоит сделать. Среди стратегически важных задач остаётся ввод в эксплуатацию подстанции Овражная. После её запуска станет возможным организовать пропуск тяжеловесных поездов по новым маршрутам и поднять общий уровень надёжности района электроснабжения, – подчёркивает Сергей Тихонов.
Несмотря на насыщенную трудовую жизнь и достигнутые за это время успехи, Сергей Николаевич всё же считает самым главным своим достижением большую и дружную семью.
– Совсем недавно моей младшей дочери исполнился год. Всего же у нас с супругой пятеро детей – двое сыновей и три дочери. Давить на них с выбором профессии я не стану – каждый должен сделать осознанный шаг к своему будущему, – уверен энергетик.