Остановка по требованию
Татьяна Гергель, дежурная по переезду Волгоградской дистанции путиТревожная ночь
Смена 4 февраля, по словам героини, не предвещала ничего особенного. В 20.00 Татьяна Гергель заступила на дежурство на переезде 8 км станции Ельшанка. В 22.56 сработало звуковое оповещение. Татьяна вышла встречать поезд, подала сигнал свистком и привычно махнула машинисту рукой. Поезд шёл на небольшой скорости. Дежурная внимательно смотрела на пробегающие мимо вагоны, выходящие из кривого участка пути. В середине грузового состава она заметила задымление.
– Я всегда смотрю вперёд, когда встречаю поезд. За 20–30 метров до приближения неисправного вагона к посту безопасности увидела дым. Сразу поняла, что перегрелся буксовый узел. Незамедлительно передала информацию о ЧП дежурной по станции. Она остановила поезд, – вспоминает Татьяна Гергель.
Осмотрщик-ремонтник вагонов Станислав Чернорубашкин обследовал цистерну с моторным бензином и подтвердил, что букса нагрелась до 100 градусов. Вагон отцепили от состава. Затем комиссия выяснила, что подвижная единица проходила последний капитальный ремонт накануне события – 28 января. Причиной неисправности стало наличие забоин и задиров на лабиринтном кольце и лабиринтной части корпуса буксы. Поезд отправился 4 февраля по маршруту со станции Сарепта, проследовал через прибор КТСМ. Устройство не обнаружило отклонений от нормы. От него до поста безопасности станции Ельшанка оставалось 5 км. За это время букса успела сильно нагреться и задымиться.
– У меня был шок. Первый раз такое видела за 16 лет работы на переезде, – делится Татьяна Гергель.
Железнодорожница быстро взяла себя в руки, решительно и точно выполнила все предписанные в сложившейся ситуации действия. Это позволило предотвратить горячий излом шейки оси колёсной пары.
– Такая неисправность могла привести к сходу подвижного состава. Дежурная по переезду Татьяна Гергель выявила нарушение и действовала согласно инструкции. За проявленную бдительность и обеспечение безопасности движения сотрудница получила премию начальника Приволжской дирекции инфраструктуры и премию начальника Приволжской железной дороги, – комментирует начальник Волгоградской дистанции пути Евгений Труфанов. – Татьяна Гергель – ответственный работник. Она выявляет наибольшее количество неисправностей в подвижном составе и служит примером для других сотрудников нашего предприятия.
Пересечение ответственности
На железнодорожном переезде дежурному работнику всегда нужно быть готовым к непредвиденным ситуациям.
– Водители автомобилей, не отдавая себе отчёта, создают опасные ситуации. Когда они спешат, то могут выехать на красный сигнал светофора, остановиться на линии шлагбаума или даже позади него, уткнувшись в УЗП. В таких ситуациях действует правило двух секунд – сорвать пломбу и нажать на кнопку на щитке управления для своевременной остановки поезда на перегоне, – рассказывает дежурная.
Так было и 7 марта. Мимо поста безопасности проследовал грузовой поезд. Через несколько минут открылся шлагбаум. С одной стороны поехал поток машин, а с другой – нет никого. Дежурная насторожилась: что-то не так. Этот переезд всегда оживлённый. Он находится в черте города и соединяет торгово-промышленную зону с жилыми кварталами. Ежесуточно его пересекают свыше 9,5 тыс. автомобилей.
– Смотрю, а там ДТП: легковой автомобиль столкнулся с грузовиком. На участке было организовано реверсивное движение. Со стороны завода стальных конструкций двигались пять КамАЗов подряд. Они медленно друг за другом пересекали пути железнодорожного переезда, – продолжает собеседница. – В этот момент сработала звуковая сигнализация. КамАЗ оказался в ловушке. К посту безопасности приближался грузовой поезд, который шёл со станции Садовая. Я сорвала пломбу. Состав остановился в ожидании, пока автомобиль освободит ему путь.
Как отмечает Татьяна Гергель, сейчас водители стали немного дисциплинированнее, нежели несколько лет назад. Тогда, по словам героини очерка, автомобилисты часто лихачили, особенно по ночам.
– На дороге случается многое, но как душа радуется, когда видишь водителя, соблюдающего дистанцию и ожидающего выключения звуковой сигнализации, – констатирует дежурная. – Если бы все придерживались правил дорожного движения, то неприятных ситуаций было бы значительно меньше.
Переезд находится на участке Волгоград – Котельниково. Ежесуточно через него следуют 108 пассажирских и грузовых поездов. Из-за интенсивного железнодорожного движения заградительное устройство опускается каждые 5–10 минут. К тому же объект расположен в границах станции, а значит, задействован при маневровых работах. Тогда он закрывается для автомобилистов на неопределённое время.
Без страха к труду
Вопреки маминому наказу – остаться в родном селе после окончания 11-го класса – Татьяна Гергель поступила в Волгоградский техникум железнодорожного транспорта на специальность «Техническое обслуживание и ремонт железнодорожного пути». Производственную практику студентка проходила на переезде 8 км станции Ельшанка. Сюда же выпускницу приняли на работу. Через два месяца ей предложили вакансию кассира в Волгоградской дистанции пути. Выдавала зарплату Гергель с 1997-го по 2004 год, а затем должность сократили. Татьяна Валентиновна вернулась на уже известный ей пост безопасности.
– Половину трудовой жизни провела здесь. Работу свою люблю. Нравится удобный график дежурств. У нас хороший дружный коллектив. Помогаем друг другу. Физического труда я не боюсь, хотя зимой бывает непросто, особенно когда гололёд и снег. Не все водители справляются с управлением, что усложняет обстановку на переезде, – говорит собеседница.
Несмотря на все трудности, с которыми приходится сталкиваться в работе и жизни, Татьяна Гергель сохраняет оптимизм и весёлый нрав. Она улыбается и смеётся даже тогда, когда хотелось бы плакать.
– Меня воспитывали не словом «хочу», а словом «надо». Отсюда волевой характер, острый глаз и повышенная внимательность к деталям, – убеждена железнодорожница.