Нет предела уровню знаний Волжская магистраль

Нет предела уровню знаний

Иван Яшуков, и. о. заместителя начальника локомотивного эксплуатационного депо Горький-Сортировочный по эксплуатации, машинист-инструктор локомотивных бригад

Машинист-инструктор Иван Яшуков вошёл в состав объединённой команды дирекции тяги и поедет на чемпионат Worldskills

– Да ладно, какие сейчас показатели. Коронавирус наступает.

– Ну, не знаю. У нас в депо за прошлый месяц 104% к плану. И работы меньше не становится, – отвечает мой собеседник.

Разговор происходит в локомотивном эксплуатационном депо Горький-Сортировочный. Мой визави – и. о. заместителя начальника депо по эксплуатации машинист-инструктор локомотивных бригад Иван Яшуков. А встретились мы вот как.

– Знаешь, какой у нас парень есть в депо на Сортировке, – сказал мне заместитель начальника Горьковской дирекции тяги по кадрам и социальным вопросам Дмитрий Суслов во время одного из интервью. – Иван Яшуков. Ему ещё 30 нет, а у него первый класс, инструктор, все занятия тащит, уровень потрясающий. Его единственного из Горьковской дирекции пригласили в команду тяги на чемпионат Worldskills.

Беру контакты, звоню. Иван сначала отказывается – нет времени, совсем. Всё-таки договариваемся. Он встречает меня – активный, подвижный, крепко жмёт руку. Начинаем разговор.

Иван Яшуков родился и вырос в Нижнем Новгороде. Обычное начало пути железнодорожника – училище, депо, армия, снова депо. Вот только уже в детстве Иван точно знал, что будет машинистом, и шёл к этой цели. Родители одобрили желание сына, и не мудрено, ведь оба работали на железной дороге. Мама, Наталья Станиславовна, – начальником поезда, а папа, Павел Евгеньевич, – в службе развития пассажирских сообщений. В армии, а попал Иван в железнодорожные войска, Яшуков служил в Рязани в батальоне механизации, занимался подготовкой полотна к прокладке пути. После службы, в 2009-м, снова родное депо – помощник машиниста электровоза ВЛ80 и заочная учёба в Нижегородском филиале РГОТУПС по специальности «Управление процессами перевозок». В 2014 году Яшуков уже машинист третьего класса. Курсы повышения квалификации, постоянное освоение новых локомотивов и оборудования, и вот в 2018-м Иван получил заслуженный первый класс.

За годы работы машинист освоил все участки ответственности своего депо: Киров – Владимир, Нижний Новгород – Арзамас, перегоны выучил, считай, наизусть.

– Каждая поездка разная, чего только не случалось в пути, – рассказывает Иван. – Вот пример: от Вязников до Нижнего тащили состав в 5500 тонн на одной секции. Изначально обе оказались неисправны, но одну удалось быстро починить своими силами. Приключений в пути может быть много, к каждой ситуации ты обязан быть готов. Особенно высока ответственность, когда ведёшь пассажирский поезд.

Кроме «старичка» ВЛ80, Яшуков освоил управление новейшим электровозом «Ермак», пассажирскими ЭП1М, ЧС4Т, ЭП20. С 2017 года Иван начал работать инструктором локомотивных бригад.

– Это был новый уровень ответственности, – признаётся машинист. – Главное в этой работе – доходчиво и накрепко объяснить каждому, как выйти из неожиданной нестандартной ситуации, что делать пошагово. Как, сохраняя спокойствие, в кратчайшие сроки устранить поломку и в результате не допустить нарушения графика движения. А случаи могут возникнуть разные. Например, отсутствие набора позиций электровоза ВЛ80С, которое невозможно определить при визуальном осмотре. Машинист должен буквально на ощупь проверить соединения, подёргать проводки, которые находятся внутри кембрика. Неисправность таким способом можно выявить буквально за минуту.

За последние годы на дорогу пришло несколько моделей современных локомотивов. Обновился парк пассажирских электровозов – начались поставки ЭП1М, ЭП20. Появились долгожданные грузовые 2ЭС5К «Ермак». Это совершенно другой уровень технических решений – удобные кабины, эргономика, надёжность бортовых систем. Все эти локомотивы надо изучить, освоить, а потом суметь передать опыт коллегам-машинистам. Условия работы локомотивных бригад существенно изменились. Новая техника обеспечила длинные плечи обслуживания. Сегодня машинист ведёт пассажирский поезд от Нижнего Новгорода до Москвы, а это 440 километров, новые участки, незнакомые перегоны. Как говорится – учиться и учиться.

Также сейчас постоянно появляются новые приборы безопасности. Например, на ЧМЭ3 устанавливаются современные скоростемерные комплексы КПД-3П вместо устаревших 3СЛ2М, где использовалась ещё бумажная лента. Каждый локомотивщик должен уметь уверенно пользоваться новым оборудованием.

Иван Яшуков проводит двухчасовые занятия с локомотивными бригадами депо Горький-Сортировочный четыре раза в неделю по трём направлениям – пассажирские локомотивы, грузовые электровозы и тепловозы. Кроме того, Иван проводит индивидуальные занятия с машинистами, в работе которых он выявил слабые места. Подход к обучению у Яшукова максимально конкретный – выявить пробелы, разобраться в конкретной проблеме, доходчиво объяснить и закрепить на практике.

– Много лет назад мой инструктор Дмитрий Подшивалов сказал: в нашей работе нет предела уровню знаний, всегда старайся изучать что-то новое, – говорит Иван. – Я его слова очень хорошо запомнил. Эта фраза стала моим кредо, девизом по жизни.

В этом году машинист поедет на чемпионат Worldskills в составе объединённой команды дирекции тяги. Руководство рекомендовало именно его, оценив тот самый уровень знаний и желание изучать новые технологии эксплуатации локомотивов.

Иван приходит в депо к семи утра, а уходит зачастую поздним вечером. Дома ждут жена и дочери Маргарита, Екатерина и Василиса.

– Раз в пять лет новая дочь, – шутит машинист.

В выходные обязательно выезд на природу всей семьёй. Рыбалка на Волге или Горьковском море – щуки, судаки, окуни. Семья тоже требует внимания и заботы, только времени с такой нагрузкой машинисту Яшукову хватает не всегда.

Автор: Олег Густов