На общем языке машинистов Восточно-Сибирский путь

На общем языке машинистов

Евгений Баторов, машинист эксплуатационного локомотивного депо Иркутск-Сортировочный

За 2019 год машинист эксплуатационного локомотивного депо Иркутск-Сортировочный Евгений Баторов «обкатал» пятерых машинистов пассажирского движения

В день подведения итогов исполнения коллективных договоров в границах ВСЖД, 18 марта, Евгений Баторов получил заслуженную награду из рук начальника магистрали Василия Фролова.

Как признаётся опытный наставник, за годы работы он «обкатал» 16 машинистов. 15 из них работают сегодня в пассажирском движении, один уже трудится на позиции машиниста-инструктора, и ещё один водит по рельсам Транссиба грузовые составы.

Своим опытом Евгений Владимирович делится охотно, отмечая, что обкатку на машинистов пассажирских составов проходят лучшие профессионалы, с которыми он говорит на общем языке.

– Конечно, с нами предварительно работают психологи, подбирают бригады так, чтобы у наставника и ученика сложились максимально доверительные отношения. Но на своём опыте я могу сказать, что какие-то личные интересы и нюансы поведения в нашем процессе обучения играют очень маленькую роль. Всё-таки все мы уже состоявшиеся машинисты, и объединяет нас одно большое дело, которое является главной темой для общения, – подчёркивает наставник.

К железной дороге Евгений Баторов испытывал сильную тягу ещё с детства. Будучи школьником, он пришёл на детскую железную дорогу в Иркутске. Там освоил азы профессии машиниста и, что не менее важно, узнал, что такое железнодорожная семья, что она даёт человеку и каких качеств от него требует. Затем поступил в Иркутский институт инженеров железнодорожного транспорта (сегодня ИрГУПС).

С 2003 года Евгений Владимирович работает машинистом и примерно с этого же периода начал вести свою наставническую деятельность. В период с 2006 по 2012 год работал машинистом-инструктором. Признаётся, что именно этот период сформировал в нём главные наставнические качества.

– Будучи инструктором, я лично узнал многих наших машинистов и помощников, научился разбираться в людях, находить к ним подход. Также в этот период я выработал основные методики передачи своего машинистского опыта, – вспоминает Евгений Баторов.

По его словам, в пассажирском движении много нюансов, про которые, конечно, можно найти информацию и в Интернете. Сейчас очень много полезных ресурсов, которые постоянно актуализируются и дополняются. Но всегда ведь лучше один раз потрогать собственными руками и освоить навык на практике. Это касается как стандартных вещей, таких как соблюдение режимов торможения или нагон графика, так и действий в экстренных ситуациях.

– Конечно, при обучении очень нервными являются любые нестандартные ситуации. Всё же ты в поездке не с постоянным помощником, который уже понимает тебя с полуслова. Например, с моим нынешним помощником Сергеем Смирновым мы в бригаде уже пять лет и за это время научились работать слаженно. А когда рядом с тобой стажёр, нужно не только из ситуации выходить, но и научить чему-то. Но зато именно такие поездки максимально эффективны для обучения. Был у меня один случай, когда за рейс мы со стажёром и время нагнали, и возникшую в пути поломку устранили. Думаю, что для него это был самый ценный урок не только за период обкатки, но и в целом, – делится опытом наставник.

Среди самых успешных своих учеников Евгений Баторов называет таких машинистов, как Александр Тимофеев, Андрей Новичков, Игорь Блинов. Признаётся, что звание «Наставник ОАО «РЖД» для него стало приятным сюрпризом, но специально к этому званию он никогда не стремился.

– Я просто люблю обучать машинистов. Это же очень интересно – найти к человеку такой подход, чтобы он все эти знания впитал по максимуму. Вызвать в нём тягу к самостоятельному изучению каких-то отдельных вопросов. И не только научить, но и воспитать профессионала, говорящего с тобой на одном языке, – подчёркивает Евгений Баторов.

Автор: Александр Богачёв