Знаток вождения поездов Звезда

Знаток вождения поездов

Евгений Зорич, преподаватель Ростовского подразделения Северо-Кавказского учебного центра профессиональных квалификаций

Преподаватель Евгений Зорич награждён именными часами генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД»

У него есть ряд наград, в числе которых почётная грамота ОАО «РЖД», звание «Лучший транспортник Дона». Неоднократно участвовал в различных профессиональных состязаниях, был лауреатом сетевого конкурса профессионального мастерства преподавателей учебных центров ОАО «РЖД». Он создал ряд методик, которые сегодня используются для обучения машинистов.

В раннем детстве у маленького Жени с железной дорогой отношения были сложные. Родственников, которые работали бы в этой отрасли, у него не было, хотя, по семейным преданиям, вроде кто-то когда-то, чуть ли не во времена Российской империи на «железке» работал. В целом мощная техника мальчика привлекала, но грохочущие и пышущие паром паровозы немного настораживали. Однако всё изменилось в пятом классе.

– К нам в школу пришли представители Ростовской детской железной дороги и пригласили к себе на экскурсию, – вспоминает он. – Именно тогда я по настоящему «заболел» железной дорогой. Понял, что это моё. Записался на занятия, и с 1975 года неразрывно связан с магистралью.

На детской дороге он опробовал разные специальности. Был проводником, вагонным мастером, помощником машиниста тепловоза, а затем и машинистом. У него были отличные учителя, которые сами были преданы своему делу и сумели привить любовь к нему ребятам. Возили учеников по детским дорогам СССР для обмена опытом и на экскурсии.

– Окончив восьмой класс, случайно попал на День открытых дверей в Ростовский техникум железнодорожного транспорта и, несмотря на то, что родители отговаривали (они хотели, чтобы я сначала окончил десятилетку), поступил туда для обучения по специальности «электротяговое хозяйство», – вспоминает Евгений Зорич.

После техникума он отправился работать в Ростовское локомотивное депо, как говорится, попал там в хорошие руки и до сих пор благодарен своему первому наставнику Виктору Шеину. Это был фронтовик, человек с очень большим опытом, настоящий знаток локомотивного хозяйства и замечательный наставник. Евгений считает, что именно благодаря ему он сам стал профессионалом.

Затем была срочная служба в ракетных войсках, молодому железнодорожнику повезло, он служил по специальности, перевозил стратегическое вооружение. А после демобилизации вернулся в уже ставшее родным Ростовское депо. В 1983 году он отправился повышать знания в дортехшколу, учиться на должность помощника машиниста электровоза, а спустя пару лет прошёл подготовку уже на машиниста локомотива. На этой должности он проработал до 1992 года, ему приходилось водить и пассажирские, и грузовые составы. Основным маршрутом в своё время было плечо Ростов – Иловайская, также выполнялись рейсы до Тихорецкой, Тимашевской и Горячего ключа.

В начале 90-х годов ему предложили сменить сферу деятельности, и он стал машинистом-инструктором по автотормозам и обучению. Спустя несколько лет Евгений Зорич вновь вернулся в кабину локомотива и принял участие в ряде экспериментальных поездок, направленных на развитие скоростного движения.

– Первой стала поездка из Ростова в Рязань, – рассказывает он. – Идея ускорить движение появилась ещё в 1998 году. Было принято решение улучшить балльность пути для повышения скорости, и началась работа в этом направлении. Уже через год мы отправились в экспериментальную поездку.

Для эксперимента было отобрано несколько лучших машинистов, в том числе и Евгений. В пути они сменяли друг друга. Несмотря на заверения путейцев, что инфраструктура подготовлена, ехать было немного непривычно – уж больно скорость движения для того времени была высокой. Но всё прошло удачно, и маршрут от Ростова до Рязани преодолели за 11 с небольшим часов. Таким образом, было доказано, что подобное ускорение вполне возможно.

Потом были экспериментальные поездки из Ростова до Кисловодска. Локомотивные бригады под управлением машиниста-инструктора Евгения Зорича, работавшего в то время в локомотивном депо Батайск, провели пассажирский поезд из десяти вагонов от Ростова до Кисловодска за 7 часов 20 минут. В составе были плацкартные и купейные вагоны с композитными тормозными колодками и один вагон с шестиместными купе Тверского завода, оборудованный дисковыми тормозами.

В целом поездка прошла успешно, хотя и была непредвиденная задержка. После станции Каялы поезд начал сбавлять ход. Причиной тому стал длинносоставный грузовой, идущий впереди. Поставить его под обгон на участке от Каялы до Кущёвки было негде. Затем, когда грузовой всё же обогнали, локомотивная бригада Евгения Зорича снова ввела экспериментальный поезд в график.

Ещё одна непредвиденная ситуация произошла с опытным поездом на обратном пути у станции Кущёвская. Здесь локомотивной бригаде пришлось резко затормозить: на путях между составом и встречной электричкой оказалась женщина в нетрезвом состоянии. К счастью, к печальным последствиям эта ситуация не привела.

Сегодня, когда на «Ласточке» этот маршрут преодолевается за 7 часов, нужно вспомнить, что путь таким рейсам прокладывал коллектив, возглавляемый Евгением Зоричем.

В «нулевых» он стал участником ещё одного важнейшего события – становления железнодорожного ретродвижения.

– Любовь к паровозам у меня возникла ещё в юности, – вспоминает Евгений. – Директор дортехшколы Александр Задорин и преподаватель Виктор Иванов были профессионалами-паровозниками, давшими мне много знаний. Мы ездили на практику в Тихорецкую, где была паровозная база, знакомились с этими прекрасными машинами. После окончания учёбы месяц отработал на паровозе в депо (была в то время такая практика).

Когда было решено создать ретродвижение, Зорич оказался одним из немногих, кто был неплохо знаком с этими машинами. Так получилось, что один из паровозов остался вообще без бригады, и руководство депо предложило Зоричу поработать на нём, поставив задачу, привести его в работоспособное состояние. Помогал тогда заново осваивать локомотив нынешний директор музея истории СКЖД Владимир Бураков. В итоге паровоз был восстановлен, а для сотен ростовчан поездка на поезде, который он вёл, стала практическим знакомст­вом с историей транспорта.

В 2007 году судьба Евгения Зорича совершила крутой поворот. Он в то время снова работал машинистом-инструктором, но полного удовлетворения от этого не получал. Ему нравилось вести занятия с локомотивными бригадами, но в условиях депо полноценный процесс обучения выстроить непросто. Из-за эксплуатационной работы планы постоянно приходилось корректировать. В это время руководст­во предложило ему на месяц заменить приболевшего преподавателя в Ростовской дортехшколе.

– В первой группе у меня были машинисты 1-го и 2-го класса, так получилось, что сам процесс преподавания, чёткость расписания, возможности по передаче опыта меня по настоящему захватили, – вспоминает Евгений Зорич.

Он решил полностью перейти на преподавательскую работу, и, судя по отзывам нынешнего руководства, как никто подошёл для этого. В Ростовском подразделении СК УЦПК, его профессиональные качества оценивают очень высоко.

Автор: Игорь Евдокимов