Пришёл, заметил, предотвратил Дальневосточная магистраль

Пришёл, заметил, предотвратил

Иван Горюнов, машинист эксплуатационного локомотивного депо Комсомольск

Машинист Иван Горюнов не допустил на линию неисправный тепловоз, вовремя обнаружив трещину в колёсной паре

Трещины в колёсной паре локомотива трудно назвать явлением уникальным. Находить и обезвреживать такого рода дефекты приходилось многим бригадам. Есть своя статистика и у работников эксплуатационного локомотивного депо Комсомольск: бригады «вылавливают» такие трещины минимум два раза в год. В прошлом году мы писали о помощнике машиниста Кирилле Попелкове. В этом году опасный дефект во время приёмки локомотива на станции Высокогорная обнаружил машинист Иван Горюнов.

В ходе эксплуатации колёсные пары могут получать дефекты, представляющие угрозу движению. В целях нейтрализации этой угрозы экипажная часть тепловоза проверяется во время всех технических осмотров и в пути следования на промежуточных стоянках. Так требуют инструкции, которые исполняют по всей сети тысячи работников локомотивной тяги. При такой системе проверки дефекты колёсных пар рано или поздно выявляются. При условии, конечно, что все проверяющие добросовестно относятся к своим обязанностям. А Иван Горюнов, как отозвался о нём его непосред­ственный начальник, машинист-инструктор Сергей Антонов, – именно такой работник.

– Иван Горюнов один из самых добросовестных машинистов нашей колонны, – говорит о подчинённом Сергей Антонов. – Мы знакомы ещё по годам совместной учёбы в Хабаровском техникуме железнодорожного транспорта. Во время обучения он ничем особенно не выделялся. Но здесь, в депо, в первые годы нашей совместной работы сразу заявил о себе как о технически грамотном и добросовестном специалисте, очень внимательно относящемся к выполнению своих обязанностей. К тому же у него зоркий глаз, нацеленный на выявление всяческих неисправностей на тепловозе. Какими бы скрытыми они ни были, он обязательно их заметит и примет меры по недопущению трагических последствий.

Трещина на колёсной паре локомотива – один из тех дефектов, которые очень трудно заметить во время стоянки локомотива. Узлы и детали тележки закрывают от взгляда машиниста большую часть колеса. Вот оно стоит в одном положении – трещину можно рассмотреть. А чуть изменится положение колеса – и трещина спрячется за детали и узлы тележки. Таким образом, условно говоря, колесо может девять раз скрыть свой дефект и лишь на десятый, во время остановки тепловоза его показать. И если машинист при осмотре колеса прозевает этот момент, то потом, сколько ни проверяй, из-за положения колеса дефект долго не будет заметен визуально. Машинист Горюнов при приёмке локомотива оказался очень внимательным. Впереди была непростая поездка: предстояло преодолеть десятки километров пути по гористой местности.

– На станции Высокогорная мы принимали тепловоз с 70 вагонами, которые должны были дальше следовать до станции Комсомольск-Сортировочный, – рассказывает Иван Горюнов. – Ехать предстояло через Кузнецовский перевал. Это место с довольно сложным рельефом. Горы сами постоянно напоминают тебе: будь бдителен, не расслабляйся. От надёжности локомотива, исправной работы всех его узлов зависит результат поездки, безопасность движения, непрерывность движения на участке. Это всегда мотивирует проводить приёмку тепловоза с удвоенным вниманием.

Особый контроль необходим ходовой части тепловоза. Здесь возможен износ бандажей, выщербины и раковины на бандажах. А уж если выявлена трещина на колёсной паре, то тепловоз сразу снимают с рейса.

Именно такую трещину Иван Горюнов и заметил. Как только он сообщил о дефекте, тут же, на станции Высокогорная, был проведён осмотр колёсной пары. Дефектоскописты подтвердили: да, дефект серьёзный, колёсную пару надо срочно менять. Тепловоз отцепили от состава. А Ивану Горюнову пришлось ехать в Комсомольск на попутном поезде пассажиром, чтобы оформить все необходимые по этому случаю документы.

На этом история с трещиной не закончилась. Буквально через несколько дней подобный дефект колёсной пары на станции Высокогорная был выявлен ещё раз. И, судя по всему, этот дефект также возник на линии между Ванино и Высокогорной. Об этом руководство депо проинформировало специалистов дирекции инфраструктуры. Серийность выявления одного и того же дефекта на одном участке наводила на мысль о повреждении вследствие сильного удара колеса при прохождении рельсового стыка.

За выявление трещины на колёсной паре Иван Горюнов был позже поощрён руководством депо. В те дни ему пришлось пройти дополнительное обучение для работы на новом грузовом локомотиве 3ТЭ25К2М Брянского машиностроительного завода. На одном из новых локомотивов Иван Горюнов сделал несколько рейсов. Сейчас он усиленно штудирует учебники и инструкции – готовится сдавать экзамены в Комсомольском подразделении Дальневосточного учебного центра профессиональных квалификаций. В ближайшее время он намерен повысить свою профессиональную классность. В депо считают, что он полностью достоин перейти на новую ступеньку.
Автор: Георгий Куниловский