С корабля на железную дорогу
Александр Гришин, электромонтёр Петрозаводской дистанции электроснабженияЭто случилось 26 ноября 2019 года. Электромонтёры Петрозаводской дистанции электроснабжения Александр Гришин и Алексей Акулкин осматривали контактную сеть на перегоне Вичка – Медгора. Эти обходы являются частью планово-предупредительных ремонтов. Неожиданно напарники обнаружили отсутствие накладок на стыке. Они лежали по обе стороны рельса со срезанными болтами.
«Я связался с дежурным энергодиспетчером, мы действовали по его указанию, – вспоминает Гришин. – Оградили опасное место, хотя в ближайшие часы по этому участку не должны были проходить поезда. Вскоре, для того, чтобы устранить повреждение, на место происшествия прибыли путейцы».
Проявив бдительность, Александр Гришин и Алексей Акулкин предотвратили возможный сход подвижного состава.
«Однажды, много лет назад, мне уже доводилось участвовать в устранении последствий подобного ЧП. Картина открывалась, честно говоря, жуткая. Работали тогда почти двое суток, практически без отдыха. И потому я отчётливо представлял себе масштабы беды, которая могла произойти, если бы мы с коллегой не заметили отсутствие накладок», – говорит Александр Гришин.
Александр Гришин трудится в Петрозаводской дистанции электроснабжения более пятнадцати лет. «Ответственный, добросовестный, исполнительный работник», – кратко характеризует своего подчинённого начальник районной контактной сети Медгора Виталий Тишин. А вот Алексей Акулкин – тоже профессионал высокого уровня, который, к слову, в своё время был наставником Александра Гришина, на добрые слова о нём не поскупился:
«Он досконально знает наше дело, тщательно изучает все поступающие инструкции, соблюдает правила техники безопасности, всегда готов помочь. Есть выражение: «Я бы пошёл с ним в разведку». Так говорят о надёжных людях, которые не бросают слов на ветер и никогда тебя не подведут. Александр – именно такой человек. Уверен, не много на сети дорог есть электромонтёров, которые, как Александр Александрович, имеет два высших образования».
Электромонтёр Гришин успешно окончил Московскую академию водного транспорта и Карельский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Причём диплом Академии народного хозяйства он получил, когда ему было уже 42 года.
Пятнадцать лет жизни Александр отдал морю. После школы он, уроженец и житель столицы, поступил в Московский речной техникум, окончил его уже после демобилизации из армии. А затем, продолжая учиться в Морской академии, где перевёлся на заочное отделение, в должности судового механика ходил на судах класса «река-море».
«Я побывал почти во всех европейских государствах. Теплоходы, на которых работал, швартовались также в африканских и азиатских странах», – вспоминает Александр Александрович.
Как рассказывает наш герой, он был приписан к Беломорско-Онежскому пароходству. После завершения отпуска всегда приезжал из Москвы в Медвежьегорск, где находился отдел кадров пароходства, чтобы получить новое назначение на теплоход.
И однажды в жизни Гришина произошёл поворот, повлиявший на всю его дальнейшую судьбу. «Мой друг и коллега позвал на свой день рождения, – с улыбкой рассказывает Александр. – Там я повстречался с хорошей девушкой Леной. Вскоре она стала моей женой». Молодые супруги собирались жить в Москве. Но обстоятельства вынудили их остаться в Медвежьегорске.
«Не жалею об этом, – говорит Гришин. – Я, коренной москвич, в провинции не чувствовал себя оторванным от культурной жизни столицы. На флоте неплохо зарабатывал, а мы были молодыми и энергичными. Когда находился в отпуске, а он у моряков продолжался по четыре месяца, узнав о том, что в Москве открылась интересная художественная выставка или должна состояться премьера в одном из театров, быстро собирались, садились в поезд и ехали в столицу».
В 1998 году Александр Гришин, пресытившись морской жизнью, «сошёл на берег», уволившись из пароходства.
«Я рассуждал тогда так, – откровенно рассказывает электромонтёр. – У меня есть техническое образование, большой опыт работы судовым механиком, умею многое делать своими руками. А потому найду я работу и на берегу».
И, действительно, быстро нашёл. Александр стал слесарем пункта технического обслуживания локомотивов в Петрозаводском регионе Октябрьской дороги. Однако грянул дефолт, при этом зарплата слесаря и так несколько проигрывала заработку судового механика.
«Для нас тогда наступили тяжёлые времена, – говорит супруга электромонтёра, ныне директор Медвежьегорского районного музея Елена Гришина. – Не хватало денег даже на то, чтобы заменить сломавшийся электрочайник».
И глава семьи вернулся в море. Ещё четыре года он проплавал на принадлежащих частной компании судах.
«Но в какой-то момент понял, что не могу больше разлучаться с семьей так надолго, – рассказывает Александр Александрович. – Жене и дочери тоже было тяжело. Случилось, что три раза подряд в день рождения дочки я находился в рейсах. Звоню, спрашиваю: Юля, что привезти тебе в подарок. Она отвечает: папочка, не надо ничего, только возвращайся скорее домой».
И Александр вновь сошёл на берег. В январе 2004 года он стал электромонтёром Петрозаводской дистанции электроснабжения. Легко вошёл в новую работу, быстро завоевал уважение коллег. Помогали знания, полученные в речном техникуме и в академии водного транспорта. Да и опыт работы в море, где порой возникали экстремальные ситуации оказался бесценным.
Тем не менее Александр опять пошёл учиться: стал студентом-заочником Карельского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Для чего? «Александр – человек, который всегда стремился к знаниям, для него очень важно узнавать что-то новое, расширять свой кругозор, – сказала Елена Юрьевна. – Получив диплом Академии, он не стал менять профессию. Я знаю, мужу нравилась и нравится сейчас его работа, да и в 42 года резко менять жизнь, наверное, уже не стоит».
Профессиональный путь Александра Гришина можно разделить на две части: первая, чуть меньшая, связана с морем, вторая, чуть большая – с железной дорогой.
«Я был и остаюсь транспортником, – говорит Александр Александрович. – Транспорт – кровеносная система экономики. А морские и железнодорожные перевозки – лишь различные сосуды этой системы».