С корабля на железную дорогу Октябрьская магистраль

С корабля на железную дорогу

Александр Гришин, электромонтёр Петрозаводской дистанции электроснабжения

Внимательность электромонтёра Александра Гришина помогла предотвратить сход подвижного состава

Это случилось 26 ноября 2019 года. Электромонтёры Петрозаводской дистанции электроснабжения Александр Гришин и Алексей Акулкин осматривали контактную сеть на перегоне Вичка – Медгора. Эти обходы являются частью планово-предупредительных ремонтов. Неожиданно напарники обнаружили отсутствие накладок на стыке. Они лежали по обе стороны рельса со срезанными болтами.

«Я связался с дежурным энергодиспетчером, мы действовали по его указанию, – вспоминает Гришин. – Оградили опасное место, хотя в ближайшие часы по этому участку не должны были проходить поезда. Вскоре, для того, чтобы устранить повреждение, на место происшествия прибыли путейцы».

Проявив бдительность, Александр Гришин и Алексей Акулкин предотвратили возможный сход подвижного состава.

«Однажды, много лет назад, мне уже доводилось участвовать в устранении последствий подобного ЧП. Картина открывалась, честно говоря, жуткая. Работали тогда почти двое суток, практически без отдыха. И потому я отчётливо представлял себе масштабы беды, которая могла произойти, если бы мы с коллегой не заметили отсутствие накладок», – говорит Александр Гришин.

Александр Гришин трудится в Петрозаводской дистанции электроснабжения более пятнадцати лет. «Ответственный, добросовестный, исполнительный работник», – кратко характеризует своего подчинённого начальник районной контактной сети Медгора Виталий Тишин. А вот Алексей Акулкин – тоже профессионал высокого уровня, который, к слову, в своё время был наставником Александра Гришина, на добрые слова о нём не поскупился:

«Он досконально знает наше дело, тщательно изучает все поступающие инструкции, соблюдает правила техники безопасности, всегда готов помочь. Есть выражение: «Я бы пошёл с ним в разведку». Так говорят о надёжных людях, которые не бросают слов на ветер и никогда тебя не подведут. Александр – именно такой человек. Уверен, не много на сети дорог есть электромонтёров, которые, как Александр Александрович, имеет два высших образования».

Электромонтёр Гришин успешно окончил Московскую академию водного транспорта и Карельский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Причём диплом Академии народного хозяйства он получил, когда ему было уже 42 года.

Пятнадцать лет жизни Александр отдал морю. После школы он, уроженец и житель столицы, поступил в Московский речной техникум, окончил его уже после демобилизации из армии. А затем, продолжая учиться в Морской академии, где перевёлся на заочное отделение, в должности судового механика ходил на судах класса «река-море».

«Я побывал почти во всех европейских государствах. Теплоходы, на которых работал, швартовались также в африканских и азиатских странах», – вспоминает Александр Александрович.

Как рассказывает наш герой, он был приписан к Беломорско-Онежскому пароходству. После завершения отпуска всегда приезжал из Москвы в Медвежьегорск, где находился отдел кадров пароходства, чтобы получить новое назначение на теп­лоход.

И однажды в жизни Гришина произошёл поворот, повлиявший на всю его дальнейшую судьбу. «Мой друг и коллега позвал на свой день рождения, – с улыбкой рассказывает Александр. – Там я повстречался с хорошей девушкой Леной. Вскоре она стала моей женой». Молодые супруги собирались жить в Москве. Но обстоятельства вынудили их остаться в Медвежьегорске.

«Не жалею об этом, – говорит Гришин. – Я, коренной москвич, в провинции не чувствовал себя оторванным от культурной жизни столицы. На флоте неплохо зарабатывал, а мы были молодыми и энергичными. Когда находился в отпуске, а он у моряков продолжался по четыре месяца, узнав о том, что в Москве открылась интересная художественная выставка или должна состояться премьера в одном из театров, быстро собирались, садились в поезд и ехали в столицу».

В 1998 году Александр Гришин, пресытившись морской жизнью, «сошёл на берег», уволившись из пароходства.

«Я рассуждал тогда так, – откровенно рассказывает электромонтёр. – У меня есть техническое образование, большой опыт работы судовым механиком, умею многое делать своими руками. А потому найду я работу и на берегу».

И, действительно, быстро нашёл. Александр стал слесарем пункта технического обслуживания локомотивов в Петрозаводском регионе Октябрьской дороги. Однако грянул дефолт, при этом зарплата слесаря и так несколько проигрывала заработку судового механика.

«Для нас тогда наступили тяжёлые времена, – говорит супруга электромонтёра, ныне директор Медвежьегорского районного музея Елена Гришина. – Не хватало денег даже на то, чтобы заменить сломавшийся электрочайник».

И глава семьи вернулся в море. Ещё четыре года он проплавал на принадлежащих частной компании судах.

«Но в какой-то момент понял, что не могу больше разлучаться с семьей так надолго, – рассказывает Александр Александрович. – Жене и дочери тоже было тяжело. Случилось, что три раза подряд в день рождения дочки я находился в рейсах. Звоню, спрашиваю: Юля, что привезти тебе в подарок. Она отвечает: папочка, не надо ничего, только возвращайся скорее домой».

И Александр вновь сошёл на берег. В январе 2004 года он стал электромонтёром Петрозаводской дистанции электроснабжения. Легко вошёл в новую работу, быстро завоевал уважение коллег. Помогали знания, полученные в речном техникуме и в академии водного транспорта. Да и опыт работы в море, где порой возникали экстремальные ситуации оказался бесценным.

Тем не менее Александр опять пошёл учиться: стал студентом-заочником Карельского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Для чего? «Александр – человек, который всегда стремился к знаниям, для него очень важно узнавать что-то новое, расширять свой кругозор, – сказала Елена Юрьевна. – Получив диплом Академии, он не стал менять профессию. Я знаю, мужу нравилась и нравится сейчас его работа, да и в 42 года резко менять жизнь, наверное, уже не стоит».

Профессиональный путь Александра Гришина можно разделить на две части: первая, чуть меньшая, связана с морем, вторая, чуть большая – с железной дорогой.

«Я был и остаюсь транспортником, – говорит Александр Александрович. – Транспорт – кровеносная система экономики. А морские и железнодорожные перевозки – лишь различные сосуды этой системы».

Автор: Давид Генкин