Светлая полоса – сигнал опасности
Алексей Орехов, осмотрщик-ремонтник эксплуатационного вагонного депо Челябинске
Осмотрщик-ремонтник эксплуатационного вагонного депо Челябинск Алексей Орехов показал лучший результат по выявлению дефектов в буксовых узлах по итогам 2019 года. Всего за прошлый год он обнаружил неисправности в
23 буксовых узлах грузовых вагонов. За три месяца 2020-го он выявил ещё два дефекта.
Осмотрщик-ремонтник Алексей Орехов работает на пункте технического осмотра грузовых вагонов станции Челябинск-Южный два с половиной года, но уже сумел проявить себя как заправский вагонник. Он стал настоящим специалистом по выявлению дефектов буксового узла грузового вагона.
– В прошлом году Алексей Орехов обнаружил неисправности в 23 буксовых узлах грузовых вагонов в «холодном» состоянии. Это лучший показатель среди осмотрщиков нашего депо за последние годы. Правда, сейчас у него результат скромнее: с начала года на его счету две буксы. Неисправный буксовый узел – серьёзная угроза безопасности движения поездов. Представляете, сколько раз осмотрщик предотвратил сход подвижного состава? Секрет успеха – в строгом соблюдении технологии осмотра и чётком следовании инструкциям. Но есть у него и свои методы, которые он сумел наработать и теперь эффективно использует для диагностики дефектов. Практически с первых дней Алексей не только почувствовал вкус к выбранной профессии, но и понял всю ответственность за безопасность движения, которая лежит на его плечах. Надеемся, что он и дальше будет совершенствовать свое мастерство, – отмечает начальник эксплуатационного вагонного депо Челябинск Михаил Попов.
Особенность и одновременно сложность в том, что Алексей Орехов обнаруживает неисправности буксового узла в «холодном» состоянии в период технического обслуживания состава. Такая букса может находиться на грани разрушения, но аппаратура КТСМ в этом случае бессильна и не в состоянии выявить дефект. Поэтому ситуацию может спасти только мастерство осмотрщика-ремонтника. Что много раз за два с половиной года работы и доказывал Алексей Орехов.
– Осмотрщик-ремонтник должен быть настоящим универсалом в своём деле, уметь находить на вагоне любые дефекты и особенно те, которые серьёзно угрожают безопасности движения поездов. Но почему-то за мою короткую трудовую биографию больше всего попалось именно буксовых узлов. Как это объяснить? Не знаю. Уже и коллеги по работе по этому поводу шутят, дескать, чем ты их притягиваешь или какое-то волшебное слово знаешь. Ничего особенного. Просто честно выполняю свои профессиональные обязанности. Конечно, есть тут и фактор везения: оказываюсь в нужное время и в нужном месте. Срабатывает и чуйка – элемент интуиции. Вот и всё, – поясняет Алексей Орехов.
По инструкции полный осмотр вагона производится по 12 позициям с пролазкой. К примеру, на одну подвижную единицу транзитного поезда осмотрщику-ремонтнику отводится всего лишь 3,22 минуты. С первых дней работы Алексей взял для себя за правило особое внимание уделять буксовому узлу.
– На неисправность буксы могут указывать и второстепенные признаки. Если есть на поверхности катания колеса выщерблины, неравномерность проката или ползуны, то это одна из подсказок: внимательно осмотри буксу и прежде всего лабиринтное кольцо, которое находится ближе к колесу. Если на лабиринтном кольце образуется так называемая светлая полоска, то это указывает на то, что букса начала сдвигаться со своего штатного места. Однажды в моей практике был случай, который я запомнил навсегда. При осмотре буксы заметил светлую полоску шириной целых… 12,5 мм. Пока ничего подобного видеть не приходилось. Открыл смотровую крышку буксы, чтобы осмотреть состояние торцевого крепления, а тут все её содержимое высыпалось мне прямо в руки. До сих пор не понимаю, как вагон в таком состоянии доехал до станции. Всё буквально держалось на честном слове, – продолжает свой рассказ Алексей Орехов.
По словам осмотрщика-ремонтника, многое о состоянии буксового узла может рассказать смотровая крышка. Если она имеет деформацию, выпуклость, ржавые полоски, то вероятнее всего это говорит о том, что гайка М-110 торцевого крепления открутилась и упирается в неё с внутренней стороны.
– Алексей – толковый вагонник. Осмотрщиков с таким солидным количеством выявленных неисправных буксовых узлов встречается не так уж и много. Подобный дефект – серьёзная угроза безопасности движения поездов. Если осмотрщик-ремонтник по каким-то причинам пропустит его, то вагон с такой буксой может натворить много бед. Хорошо, если он дотянет до ближайшего поста КТСМ и будет остановлен по показаниям аппаратуры. А если нет? В пути следования может случиться всякое и прежде всего – излом шейки оси колёсной пары в горячем состоянии, а это уже обязательно повлечёт за собой сход подвижного состава. А вдруг встречный поезд? Да еще пассажирский? Представляете, какие могут быть последствия? – говорит начальник ПТО станции Челябинск-Южный Юрий Сухарёв.
Но Алексей Орехов не только специалист по буксам, от его внимательного взгляда не ускользают и другие неисправности в вагоне. Например, на втором месте у него находятся дефекты литья и особенно боковых рам. Он обнаружил восемь боковых рам с дефектами в самом опасном месте – в радиусе R-55. Именно здесь зарождается трещина, дальнейшее развитие которой может привести к излому. Кроме этого он регулярно выявляет неисправности автосцепного оборудования.
Алексей Орехов – потомственный железнодорожник. Он с детства хотел стать вагонником по примеру своего дяди, который работал в рефрижераторном депо Троицк и объездил с рефсекциями всю страну. После школы решил претворить свою мечту в жизнь и поступил в железнодорожный техникум, потом получил диплом о высшем образовании. Поработал в одной из частных фирм. Но в конце концов решил вернуться на железную дорогу, чтобы посвятить себя выбранной профессии вагонника, и устроился в ВЧДЭ Челябинск. Начал с осмотрщика-ремонтника.
– Работа непростая, но интересная. Есть здесь место и творческому подходу. Когда находишь опасный дефект, то испытываешь истинное удовлетворение от хорошо выполненных профессиональных обязанностей, – заключает Алексей Орехов.