Потомственный почётный Транссиб

Потомственный почётный

Борис Коновалов, машинист электропоезда моторвагонного депо Новосибирск

Борис Коновалов удостоен медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени

Продолжил отцовское дело

Наш герой рос в Первомайском районе Новосибирска – так называемом «городке железнодорожников», примыкающем к Инскому узлу. Его отец, Иван Коновалов, прошёл долгий трудовой путь на Новосибирском электровозоремонтном заводе, венцом которого стал знак «Почётный железнодорожник». Так что судьба сына была предрешена. Катализатором неизбежного процесса выступили работники профессионального железнодорожного училища № 10, заглянувшие как-то в школу будущего машиниста.

– Несмотря на то, что отец всю жизнь трудился в ремонтном комплексе, по образованию он был помощником машиниста, – рассказывает Борис Иванович. – Я решил завершить начатое отцом дело и поступил на эту же специальность.

Когда работа по душе, карьера, извините за каламбур, берёт с места в карьер. Сразу после окончания училища и службы в армии Коновалова, хорошо проявившего себя в учёбе, поставили в самое престижное и вместе с тем самое ответственное движение – пригородное. Через 7 лет работы, в 1994 году, Борис Иванович получил корочки машиниста электропоезда. Впрочем, первый блин, точнее, первая самостоятельная поездка вышла комом.

– Отправляюсь – а поезд не едет! – вспоминает Коновалов. – Вроде всё делаю по инструкции, а состав не сдвигается с места. Волнение, и без того сильное, достигло предела. Бегал по всей электричке, связывался с дежурным по депо, чего только не делал – не помогает.

Как выяснилось, в электропоезде, который достался машинисту Коновалову в его первую поездку, была нестандартная система подачи питания, и заранее об этом никто не предупредил. В итоге Борису Ивановичу удалось отправить состав, но работа в должности машиниста началась для будущего кавалера государственной награды с нескольких минут опоздания.

 

Сверху копоть, снизу – дым…

Но своей дальнейшей безукоризненной работой железнодорожник с лихвой загладил свой дебютный огрех. Вскоре Борис Иванович вошёл в число лучших машинистов электропоезда своего депо. Остаётся он в этой когорте и по сей день.

Порой Коновалову приходилось проявлять себя и в экстренных ситуациях. Так вышло осенью 2016 года, когда он вёл электричку на участке Чулымская – Дупленская, где на одном из путей велись ремонтные работы.

– В пути следования стараюсь обращать внимание не только на путь, но и на всю инфраструктуру. И вот, пропустив грузовой состав, замечаю: секционный разъединитель на контактной сети по моему пути практически полностью развалился.

Не раздумывая ни секунды, Борис Иванович применил экстренное торможение и опустил токоприёмники. Доложив о происшествии на станцию и осмотрев стык, с минимальной скоростью продолжил движение, а миновав опасное место, поднял токоприёмники и завершил поездку в обычном режиме. В итоге состав почти не пострадал, а задержка движения оказалась минимальной. А не заметь машинист ту неисправность – всё обернулось бы значительным уроном электропоезду, многочасовой задержкой и кто знает, чем ещё…

Был в практике Коновалова 5 лет назад ещё один случай – на первый взгляд, ещё более экстремальный, но обернувшийся курьёзом. На перегоне Чебула – Болотная Борис Иванович разогнал электричку до 90 км/ч. Смотрит в боковые зеркала: из-под состава валит серый густой дым. И не тонкой струйкой, а большие клубы. Тут и пассажиры по внутренней связи сообщают о задымлении, беспокоятся… В голове у машиниста сразу мысли: «Своими силами такой сильный пожар не потушим, может, вызвать пожарный поезд из Болотной?». Остановился, опустил токоприёмники. Выбежали с помощником с огнетушителями в руках. И тут прояснилось: на путь недавно засыпали свежую щебёнку, и от неё попросту поднялась пыль. Выдохнули…

 

Борис, ты был прав!

Но всё же нештатных ситуаций Борис Иванович старается по-максимуму избегать: мол, чем их меньше, тем лучше работает локомотивщик:

– Электричка чувствует своего машиниста. Всегда делюсь опытом с коллегами помоложе, советую: делай вот так, и тогда избежишь таких-то последствий. Иной раз не послушают, а потом, нарвавшись на неприятности, признают: «Прав ты был, Борис Иванович!». Впрочем, иногда сам чему-то учусь у молодых.

Сослуживцы действительно видят в Коновалове профессиональный пример, признают: у него есть чему поучиться.

– Борис Иванович умеет находить общий язык с любым из коллег, – говорит молодой машинист Денис Скворцов, в своё время работавший в одной бригаде с Коноваловым. – Он во всём, даже в мелочах ищет собственный подход, и спустя годы понимаешь – этот подход самый верный.

– Это вдумчивый, уравновешенный, грамотный работник, первоклассный машинист, – характеризует Бориса Коновалова начальник моторвагонного депо Новосибирск Евгений Орлов. – Главная его заслуга – это то, что за 34 года работы на предприятии он практически не допускал каких-либо нарушений. Это гарант безопасности движения и комфорта пассажиров.

Каждые несколько лет работы Борис Иванович получает какую-то почётную трудовую награду. Сначала знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км», затем знак «Почётный железнодорожник». В 2017 году ему вручён знак «Заслуженный работник транспорта Новосибирской области» под номером 10. Наконец, в апреле нынешнего года президент РФ Владимир Путин подписал указ о присвоении ему медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

– Для меня слова «За заслуги перед Отечеством» – не просто красивая формулировка. С детства нам прививали патриотизм, стремление принести пользу своей Родине. И теперь понимаю – мне это, наверное, удалось, – говорит новосибирский машинист.

Автор: Александр Матвеев