Всему учился сам Забайкальская магистраль

Всему учился сам

Геннадий Чернецов, термист

Геннадий Чернецов признан одним из самых результативных рационализаторов ВРД Чита

К решению начать работать на Забайкальской железной дороге Геннадия Чернецова отчасти подтолкнула сама жизнь. Он пришёл сюда уже в достаточно зрелом возрасте, но с большим желанием принести пользу магистрали.

Он родился в 1972 году и вырос в селе Соловьёвск Борзинского района Читинской области. Окончил 11 классов средней школы, получил права шофёра. Но тогда на родине Геннадия с работой было очень туго, и он подался в Читу, где устроился в вагоноремонтное депо Чита штукатуром-маляром. В то время на дороге обострилась потребность в пассажирских вагонах: их надо было ремонтировать, а людей не хватало. Геннадию предложили перейти на другую работу, и он стал столяром. Спустя какое-то время его переводят в инструментальный участок, и он осваивает специальность слесаря.

Вот и выходит, что весь производственный процесс в вагоноремонтном депо Геннадий Викторович знает очень хорошо. Работы всегда было много, но деревенское воспитание приучило его никакого труда не бояться, что он неоднократно подтверждал.

Последние пять лет он работает термистом на установке ТВЧ, на термообработке металлических деталей токами высокой частоты посредством индукционного нагрева. Переход именно на эту работу стал для Чернецова, по большому счёту, серьёзным испытанием. Специальность эта достаточно сложная, а поскольку специального образования у Геннадия не было, пришлось обложиться книгами, учебниками по физике, математике, химии и до всего доходить своим умом, продираясь через многочисленные формулы и расчёты, учиться читать чертежи. Но он освоился довольно быстро и стал незаменимым работником.

И это не просто слова. Дело в том, что Геннадий Викторович – единственный на дороге термист. А получилось так потому, что технический прогресс не стоит на месте, и на ЗабЖД практически повсеместно отказались от использования установок ТВЧ, взяв на вооружение более современные агрегаты. Кстати, установка, на которой сегодня работает Геннадий Чернецов, 1974 года выпуска, и, как видно, до сих пор востребована.

Те, кто работает с Чернецовым много лет, отзываются о нём очень уважительно. Практически все отмечают его нестандартное мышление, а некоторые даже с некоторым удивлением: ещё бы, не каждому дано находить простые, но верные решения технических задач, суметь усовершенствовать то, что, казалось бы, улучшить уже никак невозможно. А вот Инна Михайловна Трегуб, мастер инструментального участка, его, можно сказать, непосредственный начальник, знает Чернецова очень давно, практически с первых дней его работы в ВРД, ещё когда Чернецов трудился слесарем в вагонном цехе на ремонте вагонов. И подчёркивает – ко всем поручениям он относился очень ответственно.

Сейчас профессиональные навыки Геннадия Чернецова бывают востребованы часто и регулярно. Вот и закаливает Геннадий различные металлические детали, улучшает их физические и эксплуатационные качества. И, как он с улыбкой замечает, может из твёрдого металла сделать мягкий и наоборот, всё зависит от марки металла. А добиться нужных результатов в таком деле очень непросто – нужны знания по металловедению, умение производить точные расчёты и недюжинные профессиональные навыки. Всё это Геннадий Викторович сумел накопить.

Вообще у него, по сути, два рабочих места – непосредственно у установки ТВЧ и возле печей, которые способны нагревать металл до 2000 градусов. Возле каждого рабочего места у него лежит по десятку учебников, справочников, нормативных документов. Надо отметить, что Геннадий Викторович предпочитает обучение именно по книгам, не пользуясь интернетом. Он вообще считает, что долгое сидение во всемирной паутине – пустая трата времени. Смеясь, рассказывает, что его коллеги, коротая время перед планёрками, часто бывают погружены в телефоны или планшеты, а он обычно приходит либо газетой, либо с журналом, либо с книгой.

Но это то, что касается его основной работы. Есть ещё одна сфера деятельности, в которой он достиг серьёзных успехов. Это – техническое творчество. К этому он относится очень серьёзно, хотя и без особого пиетета: когда его спрашиваешь, сколько рационализаторских предложений он внёс, сколько усовершенствовал станков, агрегатов и механизмов, он немного теряется. Никогда, говорит, не вёл подсчётов, но около двадцати рацпредложений внёс. Тем более, что работы по масштабам бывают разные – где-то что-то усовершенствовали по мелочи и быстро, а над какой-то задачей приходится просиживать подолгу...

Эту свою деятельность он считает увлечением, которым надо заниматься с желанием, знать тонкости применения того или иного усовершенствования, обладать умением видеть проблему под особым углом. А поскольку у него за плечами 17-летний опыт работы на самых разных участках, это ему вполне по силам. Работа эта творческая и коллективная. Сам Геннадий может сверлить, точить, пилить. А когда дело доходит до какой-то другой операции, к примеру, до обработки детали на фрезерном или токарном станке, то здесь уже требуется другой специалист. И от их взаимодействия и взаимопонимания во многом зависит положительный результат.

Геннадий Чернецов убеждён, что техническое творчество и участие в программе «Бережливое производство» приносит неоценимую пользу его предприятию и в целом Забайкальской железной дороге. От этой деятельности почти сразу виден эффект – облегчается труд работников, идёт экономия средств и времени. А главное это то, что продукты технического творчества можно внедрять в эксплуатацию достаточно быстро и просто, без каких-либо долгих технических экспертиз и обоснований.

Так, к примеру, совсем недавно Геннадий Чернецов совместно со слесарем-инструментальщиком Виктором Швецовым модернизировал кондуктор для изготовления цепочки расцепного привода. В этот станок были внесены небольшие конструктивные изменения и убраны несколько операций, в частности, теперь заготовки для изготовления цепочки не требуют нагрева. Этим удалось в полтора раза сократить время изготовления звена цепочки. Специалисты подсчитали, что экономический эффект от этого рацпредложения составил почти 127 тысяч рублей. И если уж говорить об экономической составляющей деятельности таких людей, как Геннадий Чернецов, то стоит привести несколько цифр. На I квартал 2020 года вагоноремонтному депо Чита был дан план по экономическому эффекту от рацпредложений в 120 тысяч рублей. Он перевыполнен на 235% и составил почти 290 тысяч рублей.

Надо сказать, что тяга к усовершенствованию всего того, на что обращает внимание Геннадий Чернецов, проявляется и в бытовых условиях, дома – там тоже есть к чему приложить умелые руки и техническую смекалку. Его домашние всегда относятся к его творчеству с большим интересом.

У него двое детей – дочь 16 лет и 10-летний сын. Как отмечает Геннадий, младший, скорее всего, выберет профессию строителя, хотя судить, конечно, ещё рано: просто мальчика любит что-то мастерить, возиться с деревом, пилить, сколачивать. А вот старшая уже определилась и решила, как и отец, связать свою жизнь с железной дорогой, поступив в железнодорожный техникум, обучаясь на специалиста по автоматике и телемеханике. Отучилась год и о своем выборе не жалеет, тем более, что о работе на железной дороге отец всегда рассказывал очень интересно.

В целом стоит отметить, что традиции рационализаторского движения на Забайкальской железной дороге давние, богатые и со временем только крепнут и ширятся. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в июне 2019 года учреждено звание «Лучший рационализатор Забайкальской железной дороги». Это сделано для развития рационализаторской деятельности, технического творчества, формирования среды для расширения инноваций и усиления заинтересованности работников в активном внедрении новейших решений. Новой наградой будут поощряться железнодорожники, активно проявляющие себя в техническом творчестве.

Автор: Алексей Величко