Делать дело Московский железнодорожник

Делать дело

Алексей Потапов, машинист электровоза эксплуатационного локомотивного депо Лихоборы-Окружные

Бдительность машиниста Алексея Потапова предупредила аварию с грузовым поездом

Сменив кабину грузового локомотива на пассажирский пригород, Алексей Потапов взял на себя повышенную ответственность за жизни и здоровье людей.

В конце февраля начальник Московской дороги подписал приказ о поощрении машиниста электровоза эксплуатационного локомотивного депо Лихоборы-Окружные Алексея Потапова «за существенный вклад в обеспечение безопасности движения поездов, укрепление трудовой, технологической дисциплины и активную работу по контролю за безусловным соблюдением требований Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации». За длинной официальной формулировкой – случай, который произошёл в январе, накануне Старого Нового года.

В тот день локомотивная бригада Алексея Потапова после отдыха в депо Вековка Горьковской дороги повела свой грузовой поезд № 1043 в направлении Москвы. Электровоз ВЛ10у тяжело тянул груз, следуя по перегону Шатура – Авсюнино. На 123-м км, когда мимо проходил встречный грузовой № 1192, Алексей Потапов заметил искрение из-под колёсной пары с хвоста третьего вагона поезда.

«Я знал, что иногда аналогичное искрение бывает, если применяется торможение, – говорит Алексей. – Поэтому сразу связался по поездной радиосвязи с машинистом встречного поезда и спросил, применял ли он сейчас торможение».

Получив от коллеги отрицательный ответ, Алексей сообщил ему о том, что увидел.

«За нами следовал пассажирский состав, – продолжает Алексей Потапов. – Дежурный по станции попросил машиниста этого поезда ещё раз посмотреть, искрит ли колёсная пара у поезда № 1192. И когда тот подтвердил, были приняты срочные меры по устранению неисправности».

По прибытии в столицу Алексей сдал смену, прошёл медосмотр и уже собирался ехать домой, но его вызвал к себе начальник эксплуатационного локомотивного депо Лихоборы-Окружные Константин Кузнецов и попросил написать рапорт о случившемся.

Алексей Потапов продолжал трудиться, не ведая долгое время, что его рапорт лёг в основу представления к награждению. А когда журналист «Московского железнодорожника» позвонил с просьбой сделать материал в газету, Алексей вообще удивился: «Да я уж и забыл о том случае! И героем себя не считаю. Просто делал свою работу».

Родился Алексей в Туле в семье железнодорожников. Отец Владимир Николаевич был вагонником, а мама Светлана Ивановна работала в железнодорожной столовой поваром. Детство у мальчика было непростым. Маму он потерял в 2,5 года, отец очень рано стал инвалидом 1-й группы, так что до школы ему пришлось жить у бабушки в Смоленске, иногда наведываясь в Тулу. После окончания школы Алексей пошёл по стопам старшего брата Вячеслава, поступил в Тульское железнодорожное училище и учился на помощника машиниста электровоза и электропоезда. Так уж совпало, что в один день утром он получил диплом, а ближе к вечеру его уже провожали в ряды Вооружённых сил. Армейскую службу проходил в легендарном Сарове, ядерном центре России, во Внутренних войсках, охранял специальные объекты.

«После службы в армии я не собирался возвращаться на железную дорогу, – признался Алексей. – Устроился инструктором-кинологом в правоохранительные органы, но, проработав там два года, вернулся на железную дорогу. Не скрою, платят здесь больше. Сначала работал помощником, потом выучился на машиниста».

Со своей супругой Алексей познакомился в Крыму, ещё будучи подростком. История была романтической. Когда пареньку было 14 лет, отцу по инвалидности дали путёвку в санаторий в Саках, Алексей его сопровождал. Отец познакомился с сотрудницей санатория Татьяной Анатольевной, а у той была дочь Ольга.

«Татьяна Анатольевна с отцом общалась, они вместе проводили время, и мы с Ольгой тоже подружились. Вернулись в Тулу уже все вместе, вчетвером, – продолжает Алексей. – А поженились мы с Олей, когда я вернулся из армии».

Алексей – хороший семьянин. Они с женой воспитывают 8-летнего сына Максима, который учится в первом классе. Алексей всё своё свободное время посвящает семье: жене помогает по дому, учит уроки с сыном.

Семья любит выбираться с друзьями и близкими на природу – в сезон побродить с корзинкой в поисках грибов и ягод. Старший брат Вячеслав живёт в Орехово-Зуево и работает там же машинистом электровоза. Отношения у братьев хорошие, они часто общаются по телефону, дружат семьями.

Весной Алексей Потапов перебрался поближе к родному дому и работает теперь в другом депо. Более того, сменил грузовое движение на пассажирское пригородное, продолжая трудовую деятельность в качестве помощника машиниста Московско-Тульского эксплуатационного депо ЦППК. В перспективе хочет выучиться на машиниста электропоезда.

«Конечно, есть небольшая ностальгия по грузовым перевозкам. Машинист грузового поезда, как шахматист, – говорит Алексей, – должен мыслить на пять ходов вперёд. Обязан хорошо знать профиль пути, выбрать наиболее оптимальный скоростной режим: где ход набрать, где притормозить. Учесть погодные условия, вес груза. Но если раньше я больше отвечал за груз, то сейчас – за жизни людей, ответственность возросла».

На прежнем месте работы об Алексее отзываются хорошо.

«Он у нас работал машинистом электровоза грузового поезда на участках Люблино – Вековка, Люблино – Орехово, Люблино – Бекасово, Люблино – Тула, Люблино – Ожерелье, – рассказывает начальник эксплуатационного локомотивного депо Лихоборы-Окружные Константин Кузнецов. – В коллективе его уважали за стремление постоянно учиться, повышать свою квалификацию, классность. За время работы в депо он не допускал перерасхода топливно-энергетических ресурсов, за что был неоднократно премирован. А ещё был отмечен за рекуперацию, возврат электроэнергии в контактную сеть».

В свою очередь начальник Московско-Тульского эксплуатационного депо Александр Оглоблин рассказал: «Алексей работает у нас не долго. Восемь поездок был третьим лицом, дублёром помощника машиниста. Успешно прошёл обкатку помощником машиниста электропоезда серии ЭП2Д и с 12 марта работает в этой должности. Нарушений нет, к работе подходит добросовестно. Планирует обучиться и сдать на права машиниста электропоезда».
Автор: Валерий Павлов