Колонна держит марку
Алексей Шишкин, машинист-инструктор локомотивных бригад эксплуатационного локомотивного депо Муром Горьковской дирекции тягиЧей вклад в общий успех больше и чьи заслуги весомее – об этом здесь не спорят. Все 77 работников (начиная, если брать по алфавиту, с Агапова Ивана Алексеевича и заканчивая Юркиным Олегом Валерьевичем) – крепкий коллектив, который живёт одними задачами и одинаковым для всех стремлением делать порученное дело как можно лучше. По итогам прошлого года колонна локомотивных бригад эксплуатационного локомотивного депо Муром, которую возглавляет машинист-инструктор Алексей Шишкин, стала победителем дорожного производственного соревнования.
В авангарде
Обслуживает она участки Вековка – Сергач – Канаш.
– Наша колонна грузо-пассажирская. Все у нас универсалы. Положим, бригада из Вековки до Сергача ведёт грузовой поезд, а обратно – берёт пассажирский, – поясняет Алексей Васильевич.
– Чтобы попасть в пассажирское движение, у машиниста должен быть солидный опыт работы, а также либо первый, либо второй класс квалификации, – говорит начальник депо Владимир Демидов. – Такие колонны, а у нас их две, подпитываются самыми крепкими машинистами. Доверить пассажиров можно лишь лучшим из лучших. И высокие требования здесь не только к профессиональным, но и к личным качествам. И если локомотивщиков традиционно считают авангардом железных дорог, то бригады, работающие в пассажирском движении, – это авангард, элита локомотивных депо. Всё это с полным правом можно отнести к колонне Алексея Шишкина.
Руководить таким коллективом не так уж и легко, как может показаться человеку со стороны. Да, есть уверенность в людях, с которыми работаешь: такие не подведут. Но и ответственность соразмерная: доверие и уважение настоящих профессионалов надо заслужить.
Поднять планку
Алексей Шишкин невольно вспоминает собственный путь в профессию, традиционный для многих локомотивщиков. До армии окончил техническое училище в Муроме, получил «корочки» помощника машиниста. Отслужив, вернулся в родной город и устроился в локомотивное депо, по специальности.
– Очень сложная профессия помощника машиниста, – признаёт и сейчас Шишкин. – Особенно трудно поначалу. Возникают нестандартные ситуации – а ты, не имея опыта, практически ничем не можешь помочь машинисту. Тяжело было. Порой даже думалось: «Не моё! Надо уходить!»
И всё-таки он переломил себя.
– Втянулся, привык, понравилось, появился опыт. Уже через два с половиной года меня направили в дортехшколу, учиться на машиниста электровоза, – улыбается Алексей Васильевич.
Экзамены. Обкатка. Самостоятельная работа – сначала в грузовом движении. Знакомое всем машинистам волнение во время первой самостоятельной поездки. Здесь уже за чужую спину не спрячешься, помощи ждать не от кого, сам за всё отвечаешь. Но не отступать же перед трудностями. Наоборот, можно… добавить их: поднять личную планку в профессии, повышать квалификацию, мастерство, добиться, чтобы тебя перевели из грузового движения в пассажирское, продолжить учёбу. В июле 2018-го, когда Алексей стал дипломированным специалистом, он впервые исполнял обязанности руководителя колонны на время его отпуска. А вскоре состоялось и назначение на эту должность.
– Он находился у нас в кадровом резерве на должность машиниста-инструктора, – рассказывает Владимир Демидов. – Из нескольких кандидатов, по общему мнению руководства и машинистов-инструкторов депо, он наиболее соответствовал требованиям, которые предъявляются к руководителю пассажирской колонны. Особенно такой, которая на протяжении ряда лет держала лидерство. Несколько лет назад по результатам деповского соревнования ей присвоено имя Героя Социалистического Труда машиниста Ивана Семёновича Семёнова, работавшего в нашем депо.
Мнение руководства о Шишкине поддерживают и в колонне.
– Человек на своём месте, – считает машинист Алексей Александров, кстати потомственный железнодорожник, который уже становился как-то героем нашей публикации. А ему есть с чем сравнивать, работал с разными машинистами-инструкторами, о которых с уважением говорит как о сильных специалистах. Отмечает: – Что особенно важно для локомотивных бригад, Алексей Васильевич изнутри знает все наши проблемы, может подсказать, объяснить. Даже мы, опытные машинисты, зачастую обращаемся за помощью к инструктору. Молодёжь – тем более. У Шишкина нет любимчиков, все равны. Послаблений делать нельзя никому, со всех спрос одинаковый.
На «отлично»
Возглавить колонну, в которой и сам ещё недавно был машинистом, непросто. Определённый психологический барьер в таких случаях есть и у коллектива, и у самого руководителя. Успешно преодолели его – опять-таки вместе.
– Коллектив дружный, сплочённый, – говорит Шишкин. – Если что-то нужно, без лишних слов можно обратиться за помощью – и по рабочим, и по личным вопросам. Оказался в больнице кто-то из помощников или машинистов – информация об этом тут же передаётся по цепочке, человека обязательно навестят, поддержат.
Об отношении к делу и говорить не приходится. Жизнь, работа постоянно выдвигают на первый план новые задачи. Осложнилась, например, на сети дорог ситуация с непроизводственным травматизмом – необходимо усилить работу в системе «Человек на пути», повысить бдительность, кстати и без того высокую. Поручения машиниста-инструктора выполняются неукоснительно. Количество замеченных нарушений увеличивается.
Со своими производственными задачами, как показали итоги прошлого года, колонна справляется на «отлично». Сменное задание – это неизменные 100–102%. Так, в 2018 году план перевозок выполнен на 100,9%, в 2019-м – 102,4%. Хорошую традицию продолжили и в нынешнем году. Всё в порядке с производительностью труда: колонна идёт с перевыполнением задания. С экономией электроэнергии на тягу поездов – тоже: за 2018 год сэкономили 51,1 тыс. кВт/ч, за 2019-й – 63,5 тыс. кВт/ч. В основе успеха – чёткое планирование и такое же чёткое, в полном соответствии с технолого-нормировочными картами, исполнение намеченного, считает начальник депо.
И безопасность движения на высоте – никаких нареканий, никаких нарушений. И производственного травматизма нет. И сохранность грузов обеспечивается неукоснительно.
«Не допускается нарушений по скоростемерным лентам и электронным носителям. В коллективе колонны один общественный инспектор, который за 12 месяцев 2019 года выявил 1018 замечаний с записью в «Книгу замечаний машиниста» и «Человек на пути». Четыре работника колонны являются уполномоченными по охране труда, ведут активную работу по выявлению замечаний по охране труда с внесением выявленных нарушений в автоматизированную программу АСУ КСОТ-П. Участвуют в проведении второго и третьего уровней контроля по КСОТ-П. Вносят предложения по улучшению условий труда для локомотивных бригад. Работники колонны являются постоянными участниками конкурсов мастерства, проводимых в эксплуатационном локомотивном депо, где неоднократно занимали призовые места», – это уже из представления на награждение колонны по итогам дорожного производственного соревнования 2019 года.
Личных наград у работников коллектива, кстати, тоже немало.
– В конце прошлого года руководством дороги были поощрены машинист Вадим Веденеев и его помощник Сергей Никитин, – рассказывает руководитель колонны. – 22 ноября они вели пассажирский поезд № 171. На перегоне Перевозская – Вадок на проходном светофоре – запрещающий сигнал. Бригада запросила у дежурного по станции информацию о занятости блок-участка. Тот оказался свободен, никакого подвижного состава на нём не было. Значит, где-то нарушена рельсовая цепь. Проезжали этот светофор, как неисправный. При смене на локомотивном светофоре запрещающего сигнала на разрешающий остановились. Осматривая путь, помощник машиниста обнаружил в зоне сварного стыка излом рельса.
Алексей Васильевич отдаёт должное своему предшественнику и однофамильцу, Андрею Станиславовичу Шишкину, от которого принял крепкую колонну. В такие моменты он особенно остро осознаёт свою, личную, ответственность. Надо держать марку. Нельзя ударить в грязь лицом, нельзя сдавать позиции. И, как видим, Алексей Шишкин с честью принял эстафету.