Мелочь особого значения Дальневосточная магистраль

Мелочь особого значения

Дмитрий Лебедев, машинист тепловоза оборотного депо Февральск

Дмитрий Лебедев обнаружил коварную неисправность пути

В марте нынешнего года машинист тепловоза оборотного депо Февральск Дмитрий Лебедев обнаружил лопнувший рельс на участке пути Новый Ургал – Февральск. Грамотные действия машиниста помогли вовремя ликвидировать неисправность и исключить негативные последствия наезда на трещину.

Этот дефект не уникален. От такой неприятности не застрахованы ни трамвайные пути, ни ветки метро, ни тем более широкая колея, по которой двигаются грузовые и пассажирские поезда. Сход трамвайного вагона или сбой в работе метро можно считать небольшими последствиями встречи с этим дефектом. Но лопнувший рельс может привести к сходу целых составов, а это серьёзные финансовые потери и возможные человеческие жертвы.

Многие железнодорожники считают обнаружение и устранение подобных неисправностей делом рутинным, частью своего повседневного труда. К этой категории относится и Дмитрий Валерьевич.

Между тем за 12 лет работы на железной дороге лопнувший рельс встретился ему впервые. Произошло это в сутках 27 марта, во время следования по участку Новый Ургал – Февральск. Дмитрий Лебедев вёл нечётный порожний поезд. Машинист хорошо помнит этот день и может поминутно пересказать все свои шаги, где и какой сигнал подавала автоматическая локомотивная сигнализация вплоть до того переезда, где был обнаружен дефект.

– Ехал с небольшой скоростью, впереди был железнодорожный переезд, после проследования которого у меня локомотивный загорелся «зелёным», – говорит он. – После этого, по инструкции, машинист должен остановить поезд и осмотреть рельсовую цепь на исправность. Во время этого осмотра я и увидел этот разрыв, он был прямо на переезде. Замечание незамедлительно передал диспетчеру. На том участке у нас стоит автоблокировка, и приборы безопасности просто не дадут пролететь его на большой скорости. Но и при 20 км/ч, наткнувшись на лопнувший рельс, состав может сойти с пути. Для обеспечения безопасности движения поездов имеет значение любая мелочь.

Дмитрий Лебедев считает, что на пути машинистов эта неисправность встречается нечасто, и это, на его взгляд, заслуга путейцев. А обнаружить дефект ему в какой-то степени помог случай.

– У нас на перегонах постоянно работают дефектоскопные тележки и вагоны-дефектоскопы, поэтому подобные недочёты выявляются и устраняются, – продолжает он. – Просто могло быть так, что, когда это была ещё микротрещина, по ней проехал тяжёлый чётный поезд со скоростью около
60 км/ч. Следующий машинист мог её просто не увидеть, потому что наехал на эту трещину колесом, такое тоже бывает. В моём случае трещина оказалась на виду.

Дмитрий Лебедев работает машинистом шестой год. А на железную дорогу он пришёл в 2008-м, и, перед тем как пересесть за правое крыло, шесть лет отработал помощником машиниста. Но вот первое высшее образование у железнодорожника достаточно экзотичное для наших дней.

– В 2003 году окончил Дальневосточный государ­ственный аграрный университет в Благовещенске. Получил образование по специальности «зооинженер». Это сейчас у нас в Амурской области сельское хозяйство стало понемногу развиваться, а когда я  получил диплом, оно было в упадке. Поэтому по профессии поработать не пришлось, – рассказывает Дмитрий Лебедев. – В университете была военная кафедра, поэтому после его окончания два года служил офицером в Кабардино-Балкарии. Думал даже связать свою жизнь с армией, но, когда увидел, что на тот момент там творилось, решил от этой мысли отказаться. И вернулся в Февральск.

В работе на железной дороге Дмитрий Валерьевич, как и многие его коллеги, увидел стабильность и перспективу. Но и специфика Февральска, бамовского посёлка, в котором он вырос, сыграла немаловажную роль. Здесь железная дорога и сегодня остаётся основным предприятием, способным обеспечить работой тех, кто стремится реализовать себя.

– В профессии машиниста много различных нюансов, которые нужно осознавать и быть к ним готовым. Это сложный, напряжённый труд, и самое главное – ответственный, – говорит он. – На работе машиниста завязано всё: возможные неправильные действия диспетчеров, дежурных по станции в конечном итоге могут предотвратить только машинисты. Об этом постоянно говорят и во время обучения. Но настоящее понимание того, какая ответственность лежит на машинистах, приходит с годами и опытом. Поэтому выявление таких неисправностей, как лопнувший рельс, тоже часть нашей работы, к которой нужно подходить не менее ответственно, чем к своим основным обязанностям.

Автор: Татьяна Щербаченко