Осмотр вне графика
Виталий Ефимов, машинист-инструктор моторвагонного депо ВолгоградМашинист-инструктор моторвагонного депо Волгоград Виталий Ефимов обнаружил редкую неисправность колёсной пары рельсового автобуса и тем самым предотвратил отказ технического средства.
Дефект обнаружен
В пятницу, 15 мая, рельсовый автобус № 065 находился в цехе ремонта. Технический осмотр в объёме ТО-2 он проходил ранее по прибытии с линии. Замечания по технической части отсутствовали. Ближе к обеду машинист-инструктор Виталий Ефимов решил осмотреть подвижной состав.
– На территории депо стояли два электропоезда. Завершив их осмотр, я подошёл к рельсовому автобусу № 065, – вспоминает железнодорожник. – Оценил эстетическое состояние салона и кузова. Затем спустился в смотровую канаву, чтобы убедиться в исправности узлов.
При осмотре экипажной части Ефимов заметил следы нагрева и выдавливания смазки на лабиринтном кольце редуктора второй колёсной пары активной тележки. Как пояснил начальник моторвагонного депо Волгоград Владимир Соин, такой технический изъян – большая редкость, так как колёсная пара – надёжный узел. Ему уделяется особое внимание: он проходит несколько этапов контроля как во время ремонта, так и при обкатке. Ежемесячно специалист осуществляет его замеры и проверяет техническое состояние.
Понимая, насколько серьёзна неполадка, машинист-инструктор срочно передал информацию ответственному дежурному, и. о. заместителя начальника моторвагонного депо Волгоград по эксплуатации Олегу Горшенёву. Оперативно создали комиссию для проведения экспертизы. Дефект подтвердился. Рельсовый автобус вывели из эксплуатации, чтобы ремонтники устранили неисправность.
– Нагрев редуктора мог привести к заклиниванию колёсной пары, а это прямая угроза безопасности движения поездов, – поясняет Виталий Владимирович. – На моей практике такой случай произошёл впервые.
Как отметил Владимир Соин, проконтролировать техническое состояние рельсового автобуса было личной инициативой работника, так как по графику проведение ТО-2 данного подвижного состава не предполагалось.
– Виталий Ефимов убеждён: техника требует постоянного контроля для недопущения случаев отказа в пути следования. Он вовремя обнаружил неисправность, предупредил отказ технического средства, который мог привести к отмене поезда, затратам на восстановление колёсной пары и нарушению договорных обязательств перед компанией-перевозчиком, – комментирует Владимир Владимирович. – Все действовали оперативно и сплочённо. А сам Виталий Ефимов проявил внимательность, профессионализм и неравнодушное отношение к своему делу. Железнодорожник много времени посвящает самообразованию, изучает схемы, разбирается в подвижном составе.
Практические навыки
Подготовкой локомотивных бригад Виталий Ефимов занимается больше года, передавая машинистам и помощникам знания и умения, которые накопились за 20 с лишним лет работы на магистрали.
– Нередко помощники и машинисты приходят в эксплуатацию без навыков ремонта технической части. Они умеют управлять локомотивом, но не знают алгоритмов работы систем, поэтому не в состоянии предвидеть неисправности, – констатирует машинист-инструктор. – Я за рациональное использование техники. Поэтому на технических занятиях мы вместе рассматриваем устройство и алгоритм работы подвижного состава, порядок действий в нестандартной ситуации. Такой метод обучения помогает сотрудникам экономить время при решении проблемы, а главное – не допускать нарушения. Вместе с напарником машинистом-инструктором Дмитрием Маливановым нам удаётся научить работников депо не допускать ошибок. Мы спокойны за свои бригады.
Как признаётся Виталий Ефимов, ему нравится обучать локомотивные бригады и вместе с ними повышать своё мастерство.
Изучить досконально
Железной дорогой Виталий Ефимов начал интересоваться ещё в детстве.
– Я любил ездить на поездах и смотреть в окно на меняющиеся пейзажи, – вспоминает собеседник. – В 11 лет по радио узнал о существовании детской железной дороги. С большим удовольствием занимался на ней четыре года. Именно там я осваивал азы профессии. Затем поступил в Волгоградский техникум железнодорожного транспорта.
Трудовой путь Виталий Владимирович начал слесарем в ремонтном цехе пункта технического обслуживания эксплуатационного локомотивного депо Волгоград-Пассажирское.
– Мне предлагали сразу пойти в помощники машиниста. Я отказался, потому что считаю, что эксплуатационник должен знать локомотив изнутри. Профессионалом не станешь, пока сам не покрутишь гайки, не приобретёшь навык самостоятельного выявления и устранения неисправностей. Опытные слесари-наставники научили меня определять их по течи топлива, масла и даже шуму дизельного двигателя, – рассказывает собеседник.
Виталий Владимирович работал слесарем-дизелистом, аккумуляторщиком, электриком. Мастер видел желание и рвение молодого работника и ставил его бригадиром смены.
– О таких, как я, говорят – фанатики, – шутит герой публикации.
Когда освободилось место помощника машиниста, Виталий Ефимов воспользовался случаем. Опыт слесаря пришёлся весьма кстати. Возникавшие в пути следования неисправности всегда удавалось оперативно устранять. Вскоре Виталий Владимирович получил права машиниста и начал самостоятельно управлять тягой. Он работал на тепловозах ЧМЭ3, ТЭП60, ТЭП70, ТЭП70БС, электровозах ЭП1, ЭП1М, ЧС4Т, ЧС4, ВЛ60, автомотрисе АЧ2, рельсовых автобусах РА1 и РА2. Вместе с напарником он уже приступил к изучению конструкции РА3. Эта машина скоро должна поступить в депо.