Дирижёр движения Куйбышевский железнодорожник

Дирижёр движения

Венера Махмутова, дежурная по станции Верхняя Терраса

Дежурная по станции Верхняя Терраса Венера Махмутова награждена именными часами генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова

Нередко приходится слышать, что своё призвание в жизни человек нашёл чисто случайно, благодаря стечению обстоятельств. Так произошло и с Венерой Махмутовой. Работала она поначалу библиотекарем в посёлке Совхозный Чердаклинского района Ульяновской области и на работу ежедневно ходила через железную дорогу, не ведая, что скоро эта дорога станет неотъемлемой частью её жизни. Однажды произошла её судьбоносная встреча с Эрикой Яковлевной Кочуриной, работавшей начальником станции Совхозный (сейчас это разъезд, – авт.). Женщины разговорились, и Эрика Яковлевна предложила Венере работу дежурной по станции – место как раз было вакантным. Так после этой встречи судьба 20-летней девушки изменилась радикально.

В 1990 году Венера Махмутова пришла на станцию Совхозный стажёром, потом три года отработала дежурной по станции, без отрыва от производства окончила заочное отделение Самарского железнодорожного техникума имени Буянова – так начался её путь на железной дороге.

Венера вспоминает, как трудно было привыкать к незнакомой работе в первые дни. Настораживал большой объём работы и её маневровый характер. Справиться с волнением, «влиться в работу» и со знанием дела контролировать график движения поездов по станции помогли первые наставники – уже упомянутая выше Эрика Кочурина и дежурная по станции Любовь Вечкитова. Следует отметить, что Венера оказалась способной ученицей и превзошла в работе даже своих более опытных коллег.

Неслучайно ей очень быстро присвоили первую категорию дежурной по станции, а вскоре в послужном списке появилась и первая награда – благодарность начальника Ульяновского отделения Владимира Максимова, что лучше всяких слов подтверждает чёткую работу дежурного по приёму и отправлению поездов.

Но больше всего на профессиональный рост Венеры Махмутовой повлиял очень важный период в её трудовой биографии. На протяжении 10 лет, с 1994 года, она работала запасным дежурным по станции – была раньше такая должность в Ульяновском отделении Куйбышевской дороги. По сути дела, Венера замещала дежурных по станции всего Волго-Камского региона, включая территорию Республики Татарстан.

«Ездила, куда Родина пошлёт, – шутит Венера. – Работала на Инзенском плече, Молвинском, в Бугульме, Круглом Поле, Нурлате и др. Летом приходилось часто замещать дежурных в период технологических «окон». Работала безвыездно неделями, пока путейцы не завершат ремонтные работы».

Кого-то такой разъездной характер работы – «жизнь на колесах» – не устраивает, но Венера вспоминает этот период с особой теплотой и ностальгией.

«Должность запасного дежурного пошла мне на пользу, помогла состояться не только как профессионалу, но и как человеку, – говорит она. – Выработала твёрдый характер, жёсткую дисциплину. Времени для раскачки на незнакомых местах не было, очень часто приходилось принимать точное и быстрое решение самостоятельно».

Кочевая жизнь помогла нашей героине изучить всю железнодорожную географию региона, что, безусловно, пригодилось в дальнейшем: Венера теперь знает специфику деятельности практически любой станции в регионе.

Дежурной по станции Верхняя Терраса Венера Махмутова трудится с 2004 года. По её словам, работа ей пришлась по душе и теперь она благодарит судьбу, которая в 90-е годы привела её на железную дорогу. «Нравится оперативная работа, постоянно в движении, и поэтому смена пролетает незаметно, – рассуждает она. – И ещё привлекает строгая дисциплина. Стараюсь во всём соблюдать порядок, начиная с внешнего вида, обязательного ношения форменной одежды. Я счастлива, что являюсь представителем одной из самых важных профессий на железнодорожном транспорте».

Венера признаётся, что новая должность сильно изменила её характер. Раньше она была тихоней, что называется, «серой мышкой», но теперь стала «боевым командиром», способным к решительным действиям. Руководитель движения – и этим всё сказано!

«Дежурный не просто раздаёт команды, он лично отвечает за работу всей станции, – говорит Венера. – Он обязан следить за безопасностью движения поездов, соблюдением графика. Любая задержка поезда – наша недоработка, если не сказать моя личная».

На рабочем месте Венера Асгатовна словно дирижёр движения. Её основное рабочее место возле пульта, перед которым находится специальное табло с лампочками – это повторители показаний загорающихся светофоров или прибывающих составов. «Когда увидела пульт первый раз, немного растерялась, но благодаря хорошим наставникам очень скоро его освоила», – улыбается наша героиня.

За 30 лет работы дежурной по станции Венера Асгатовна ни разу не допустила случаев брака, «событий», как говорят железнодорожники. Именно поэтому её добросовестный труд был неоднократно поощрён вышестоящим руководством.

В 2007 году ей была объявлена благодарность президента ОАО «РЖД», и вот через 13 лет очередная награда – уже именными часами генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД».

«Героических поступков я не совершала, но и работала без замечаний, наверное, за это и отметили мой скромный труд, – говорит Венера. – Каждый раз, уходя с 12-часовой смены и наблюдая, как отправляется очередной состав, чувствую гордость за то, что в обеспечении этого бесперебойного и важного для экономики страны движения на стальных магистралях есть и мой вклад».

Автор: Александр Савенков