Ночной излом
Роман УрванцевМашинист эксплуатационного локомотивного депо Киров Горьковской дирекции тяги Роман Урванцев награждён знаком «За безопасность движения поездов на Горьковской железной дороге», а помощник машиниста Вадим Пашков поощрён премией. В январе во время рейса кировская локомотивная бригада обнаружила в пути лопнувший рельс.
Депо Киров обслуживает три направления – до Балезино, Нижнего Новгорода на Горьковской дороге и до Шарьи Северной магистрали. Урванцеву больше всего нравятся поездки на длинное плечо – в Нижний Новгород. За 456 км много раз сменится пейзаж за окном кабины, никакого однообразия. Не менее привычен для машиниста и маршрут из Кирова в Шарью. Он почти вдвое короче – 256 км.
В ту зимнюю ночь Урванцев и Пашков вели пассажирский поезд № 67 Абакан – Москва. До Шарьи, где происходит смена бригад, оставалось недолго. Проехали станцию Поназырево, когда красный сигнал проходного светофора заставил сбавить ход и остановиться. Дальше, как положено по инструкции, связались по рации с дежурным по станции, тот сообщил: блок-участок впереди свободен. Выходит, неисправен либо светофор, либо путь. Двинулись на малой скорости, обратив всё внимание на ровные полоски рельсов в свете прожектора и на локомотивную сигнализацию: даже с отличным зрением сложно разглядеть все дефекты в пути, особенно ночью.
Запрещающий сигнал на локомотивном светофоре сменился разрешающим – электровоз миновал опасное место. Машинист и помощник отметили этот момент и снова остановили поезд: где-то под вагонами мог быть излом рельса.
«По моим ощущениям он должен был находиться не дальше второго вагона, – рассказывает Роман Михайлович. – Сказал об этом Вадиму, когда он отправился осматривать путь. Помощник двумя вагонами не ограничился, пошёл смотреть дальше. Излом рельса – меньше сантиметра – обнаружил под третьим вагоном. Молодец, хорошо сработал».
В таких случаях, говорит Урванцев, машинист сам должен принять решение, может ли поезд следовать дальше. Он решил, что рисковать жизнью и здоровьем пассажиров нельзя. Значит, надо ждать путейцев.
В ту январскую ночь излом рельса встретился на пути машиниста Урванцева впервые за 27 лет работы в локомотивном депо, хотя с нештатными ситуациями он имел дело не раз. Останавливал поезд экстренным торможением в нескольких метрах от идущего по рельсам человека, предотвращал наезд на автотранспорт.
Но не всегда благополучный исход зависит только от реакции машиниста – многотонный поезд моментально не остановишь. В прошлом июле, например, на переезд у станции Ежиха перед приближающимся поездом неожиданно выскочил ВАЗ-21015. Как потом выяснилось, водитель был пьян. Урванцев на автомате применил экстренное торможение, но чуда не случилось. Роман Михайлович не любит вспоминать, во что превратилась машина после столкновения. Водитель и пассажир в таких случаях редко выживают. Локомотив помяло изрядно, пришлось вызывать вспомогательный. Пассажиры поезда не пострадали.
«Было расследование, мы писали объяснительные. Комиссия пришла к выводу, что виноват водитель, к локомотивной бригаде претензий нет. Впрочем, мы это знали и сами, – говорит Урванцев. – Но в тот момент для нас важно было другое – абстрагироваться от ситуации и спокойно, без нервов довести поезд до Нижнего. Есть у меня наработанные приёмы психологической защиты. Помогают».