Волжская магистраль

Бесценная память

Ильдар Галимзянов, машинист-инструктор локомотивного эксплуатационного депо Агрыз (ГЖД)

По инициативе Ильдара Фаридовича был проведён капитальный ремонт памятника героям Великой Отечественной войны

IMG_20200715_152040.jpg

Две недели. Столько времени заняли ремонтные работы. Строительные леса вокруг памятника убрали 23 июня, накануне Парада Победы, который в этом году прошёл во многих российских городах.

– Успели именно к этому дню, к 24 июня. Переживал, откровенно говоря, что не получится, но всё успели, – улыбается машинист-инструктор Ильдар Галимзянов.

Он помнит этот памятник с раннего детства. Ведь в городе железнодорожников Агрызе рядом с ним традиционно проводились торжественные линейки и митинги ко Дню Победы. У этого памятника Ильдара Галимзянова принимали в пионеры. А появился гипсовый солдат на территории предприятия в 1971 году по инициативе почётных железнодорожников, проживающих в городе, и на средства, собранные коллективом депо во время проведения традиционных субботников. На постаменте стоит в полный рост израненный воин, зажав в руке противотанковую гранату. На памятнике – лаконичная надпись: «Нас не забудут». Ниже этой надписи на металлической табличке золотыми буквами выгравированы фамилии 110 воинов, погибших за Родину, жителей Агрыза.

– Шли годы. Школьные линейки у памятника сменились собраниями трудового коллектива. В августе исполнится уже 40 лет, как я пришёл на работу в ТЧэ Агрыз. А вот полной реконструкции памятника все эти годы не было, – продолжает рассказ Ильдар Фаридович.

Конечно, работники предприятия следили за состоянием территории, ежегодно подкрашивали памятник, но со временем этого стало недостаточно. А финансирование его ремонта официально невозможно получить: памятник, установленный по инициативе и на средства общественников, не числился на балансе предприятия.

– Ведь 2020 год – юбилейный, год 75-летия Великой Победы. Я ещё в прошлом году предложил собрать средства для капитального ремонта... История повторилась – помочь деньгами предложил коллегам. Руководство депо и профсоюз идею тоже поддержали. Памятник появился в депо благодаря неравнодушию железнодорожников 49 лет назад. И вот пришла наша очередь внести свой вклад в сохранение этой бесценной памяти, – уверенно говорит Ильдар Галимзянов.

А памятник уже находился в плачевном состоянии. Слои краски, которую наносили год от года, лопались и падали на землю крупными кусками. Особенно чётко увидеть масштаб проблемы можно было вблизи – с памятника словно бы сходила чешуя.

– Мой дед воевал. Незадолго до своей смерти он мне, на тот момент школьнику, говорил, стоя у этого памятника: «Смотри, Ильдар, вот здесь имена настоящих героев... А я, видимо, плохой боец, раз сумел домой вернуться, а не остаться с ними, на полях сражений», – вспоминает Галимзянов.

Сбор средств на ремонт памятника не был быстрым. Меньше всего поддержали инициативу молодые локомотивщики.

– Не могу я точно сказать, почему так... Может, просто сейчас другие времена наступили. Чем дальше дата рождения от 1945 года, тем меньше я видел в людях желания помочь. Были и такие случаи, что кто-то видел в этом сборе денег на ремонт памятника погибшим воинам и корыстные цели. Мол, Ильдар себе на машину собирает, и прочие глупости говорили, – откровенно рассказывает машинист-инструктор.

Он открыл специальный расчётный счёт, куда отправлял каждый рубль, переданный коллегами. Время шло. К 9 Мая было собрано меньше половины необходимых средств. А смета на проведение работ была известна – её уже подготовили специалисты строительной компании из Ижевска. После Дня Победы, когда стало понятно, что основные торжественные мероприятия из-за эпидемической ситуации в стране переносятся на 24 июня, Ильдар принял решение – медлить нельзя, к этому дню памятник на территории депо должен быть отремонтирован. Не хватало порядка 100 тыс. руб., а общая смета была на 197 тыс. Галимзянов, не сомневаясь, внёс недостающую сумму из личных накоплений и как физическое лицо заключил договор с компанией на проведение ремонтных работ.

– Вот, смотрите, – показывает Ильдар на часть восстановленного памятника, – одна из гипсовых ног солдата уже практически разрушилась. Специалисты старательно слой за слоем сняли старую краску, вернули памятнику былую форму, нанесли антикоррозионный состав и покрыли памятник специальными красками. К 24 июня он был полностью восстановлен, стал точно таким же, каким я запомнил его с раннего детства...

Не было перерезания красной ленты, не было торжественных речей. Возрождённый памятник по-прежнему встречает локомотивщиков Агрыза, каждый день спешащих на смену. Слова «Нас не забудут» сияют на золотой табличке постамента. А Ильдар Фаридович делится планами:

– Теперь очередь отремонтировать прилегающую территорию. Хочется надеяться, что к следующему Дню Победы удастся заменить бордюры вокруг памятника, а также брусчатку и забор.

И с большой вероятностью можно сказать, что этим надеждам машиниста-инструктора суждено сбыться. Столь яркий пример неравнодушного отношения к нашей бесценной памяти не остался незамеченным. В настоящее время началась процедура оформления памятника на баланс предприятия, локомотивного эксплуатационного депо Агрыз.

– А это значит, что мы сможем официально предусмотреть возможности финансирования ремонтных работ и текущего содержания объекта. До конца июля памятник должен обрести новый статус. И добавлю, что вместе с руководством депо мы рассматриваем юридически возможные варианты компенсации затрат Ильдару Галимзянову, ведь вложенная им сумма – его личные средства. Эта история – яркий пример неравнодушия, высокой степени самосознания, – дал официальный комментарий заместитель начальника Горьковской дирекции тяги по деповскому хозяйству Алексей Жигунь.

Автор: Елена Минина