Рыба ищет, где глубже Волжская магистраль

Рыба ищет, где глубже

Юрий Малышев, машинист железнодорожно-строительной машины Нижегородской механизированной дистанции инфраструктуры

Профессионализм работника Горьковской магистрали позволил спасти жизни людей, обеспечить сохранность подвижного состава и объектов инфраструктуры

Желающих попасть в бригаду путевой машины Duomat № 31, и особенно в смену к Малышеву, в отделе кадров Нижегородской механизированной дистанции инфраструктуры годами не убывает очередь. Именно эта самая старенькая на дороге подбивочная машина считается лучшей и единственной, способной содержать путь под скоростное движение в 250 км/ч. Всё это, конечно, было бы невозможно без умелых и заботливых рук тех, кто на ней трудится. Организуются ли сетевые школы, показательные ли окна – всегда в первых рядах машинист железнодорожно-строительной машины Юрий Малышев и его команда.


Вернуться к машинам

Сотрудник ведомственной охраны ГЖД Юрий как-то заметил на проходной СПМС-318 своего знакомого, тоже как и он из Семёнова.

– Ты чего тут делаешь?

– Да вот устроился...

– А как? Учился? – заинтересованный Юрий встрепенулся. К тому моменту в его голове надоедливой мухой крутилась мысль, как бы бросить наскучившую охрану и вернуться к любимому делу – машинам. Всю жизнь, ещё со школьной скамьи, он только и мечтал быть водителем. Права категории «С» получил, когда не было и восемнадцати. После Семёновского техникума механической обработки древесины сразу подался в автохозяйство. Водил КамАЗ. «Машина жизни» – так ласково именовал технику Юрий. Что хочешь привезёшь, куда хочешь заедешь! Теперь тошно становилось без руля. Да и возраст – 36 лет. Надо определяться с будущим. А тут каждый день перед глазами рельсы да путевые машины. Управлять такими, небось, интересно.

– Не учился, – весело отозвался знакомый, – сначала устроишься, потом отправят за знаниями...

Так решение и было принято. Юрий зашёл к начальнику предприятия: «Хочу работать!» А тот ему: «Не вопрос, проходи медкомиссию». Надо заметить, что медицинский осмотр у машинистов покруче, чем в охране. Но кандидат оказался абсолютно здоров, силён и крепок. Скрупулёзное обследование докторов всех мастей выдержал с первого раза.

Новичка сначала поставили на щебнеочистительную машину помощником машиниста. Но что в ней сложного? Копает себе и копает... Другое дело – ВПР. То – правит путь. Когда предложили Юрию пройти курсы и изучить основы работы на выпровочно-подбивочной машине, он без раздумий согласился. После сезона помощником на ВПР № 97 начал стажироваться уже на машиниста. Зимой сдал экзамены, а в следующий год применял полученные знания на практике. Дальше – учёба в Калуге, знакомство с Duomat, машиной ещё более сложной и интересной.

В кабине

Читаем в технической характеристике: «выправочно-подбивочно-рихтовочная машина непрерывного циклического действия предназначена для выправки железнодорожных путей колеи 1520 мм с любыми типами верхнего строения пути при текущем содержании его и ремонтах, строительстве новых и реконструкции старых линий». Главное отличие от магистральной ВПР, которая подбивает слой балласта под двумя шпалами, а затем движется к следующим, – непрерывность действия. Duomat выправку пути производит безостановочно. После повышения старшего смены Сергея Смирнова Малышев остался на этой машине за главного. И вот уже 12 лет трудится без нареканий.

Юрий сидит в кабине. Перед глазами монитор. Здесь отображаются параметры ремонтируемого участка пути в трёх проекциях: уровень, план и профиль. Именно по этим плоскостям и будет происходить выправка пути. Машина шумит, на рельсы опускаются измерительные тележки контрольно-измерительной системы. Машинист управляет плавным движением техники. Так снимаются необходимые данные, по которым программа будет производить расчёт и формировать задание, а Юрий – вносить  правки в соответствии с заказом дистанции пути. К примеру, машина может рассчитать необходимое возвышение кривой 15 мм, но по проекту следует сделать 20 мм. Такие нюансы и должен проконтролировать старший смены. После съёмки параметров Duomat приступает к работе. Малышев командует, и второй машинист Владимир Панкратов во второй, задней, кабине устремляет взор в защитное окно над путями. Сосредоточенно и плавно жмёт на педали. Подбивочные блоки для уплотнения балласта резко опускаются в шпальные ящики, подавая под шпалу щебень и обжимая его, поднимаются вновь. Владимиру остаётся только вовремя давить на педали, чтобы блоки чётко попадали в пространство между шпалами. А что же Юрий? Его задача куда сложнее. После анализа и расчёта первый машинист контролирует процесс на мониторе – всё ли идёт так, как рассчитано. Бывают выплески или щебень загрязнённый, и если случаются отклонения в параметрах больше, чем на 2 мм (это допустимая погрешность машины), то приходится возвращать технику и повторять работу заново. От нештатных ситуаций смену страхует помощник машиниста. Машина движется, и Вячеслав Бабушкин идёт рядом, наблюдает со стороны за состоянием рабочих органов. Вдруг шланг порвётся или ещё что, тогда сразу подаёт сигнал на остановку.

– Адреналина в моей работе хватает, – признаётся Юрий Малышев. – Ответственность-то какая! Нажатием одной кнопки решаешь, как будет лежать путь. Скорости на нашем участке обслуживания, от Петушков до Шерстков, всё-таки 160–200 км/ч...


Машинист первого класса

Если бы тогда зимой, 21 февраля, по второму главному пути перегона Доскино – Восточный парк вместо хозяйственной машины шёл грузовой поезд, случилась бы трагедия. В этом Юрий сегодня не сомневается. Duomat № 31 под управлением Малышева двигался из Игумнова со скоростью не больше 20 км/ч, опробуя тормоза после ремонта, как вдруг в кривом участке пути, завидев что-то, Вячеслав окрикнул напарника: «Юрик, стой!» Тот поднял голову от приборов: что такое! Бегут люди, машут... Расстояние до места было достаточно большое. Малышев спокойно остановил Duomat метров за 200–300. И ничего себе картина: поперёк колеи застрял автомобиль «ГАЗ». Передние колёса на одном пути, задние – на другом. Даже объяснить случившееся дежурному по станции было затруднительно. А оказалось вот что: работала подрядная организация, и работники не придумали ничего лучше, как переместить машину с одной стороны на другую таким способом.

– Они, вроде, накидали шпалы, чтобы автомобиль перевезти, а он забуксовал в таком положении. Когда вытолкали, мы поехали дальше. Только им очень повезло. Грузовой выезжает из Доскино на Восточный парк, ему открывают входные сигналы. Скорость разрешённая 60 км/ч... При этом тормозной путь у поезда совсем иной, чем у нашей машины.

За профессионализм, позволивший спасти жизни людей, обеспечить сохранность подвижного состава и объектов инфраструктуры, Малышева представили к знаку «За безопасность движения на железнодорожном транспорте». Но в его копилке это не единственная награда. Есть Почётная грамота Центральной дирекции инфраструктуры, Почётная грамота начальника ГЖД, даже за время работы в ведомственной охране МПС России на ГЖД Малышев был удостоен благодарностей и получил ценный подарок. Конечно, признание не приходит само по себе. Это результат добросовестного труда. В 2018 году коллективу бригады путевой машины Duomat № 31 было присвоено звание «Лучший трудовой коллектив ОАО «РЖД». Выполнение плана выправки пути всеми видами ремонта у команды тогда составило 126,1%. В 2019 году – 137,4% или 568 км при плане 499 км. В течение последних трёх лет бригада этой путевой машины занимает лидирующие позиции в рейтинге структурного подразделения по безопасности движения и факторам риска. Вот уже на протяжении пяти лет Малышеву присваивается звание ОАО «РЖД» «Машинист железнодорожно-строительной машины первого класса».

Старший начальник железнодорожно-строительных машин выправочных комплексов ПЧМ Нижний Новгород Сергей Смирнов так отзывается о своём подчинённом и ученике:

– Человек ко мне пришёл с ВОХРа, тогда я работал вместе с ним старшим машинистом. В бригаде этой машины есть люди, которые трудились гораздо больше времени, чем он и даже я. Тем не менее, он оказался самым достойным должности старшего смены. И даже больше – в моё отсутствие Юрий Сергеевич исполняет мои обязанности. При этом в подчинении у меня начальники комплексов, но замещает именно Малышев...

– Человеку свойственно стремление изменить свою жизнь. Как говорится, рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше! – рассуждает о жизненных перипетиях Юрий и нисколько не жалеет о сделанном выборе в пользу Горьковской железной дороги.
Автор: Алёна Зудина