«Марафонец» из Харика Восточно-Сибирский путь

«Марафонец» из Харика

Сергей Шемякин, контролёр состояния железнодорожного пути Зиминской дистанции пути

За проявленную бдительность Сергей Шемякин награждён почётной грамотой начальника дороги

Он работает в Зиминской дистанции пути уже четверть века. Протяжённость обслуживаемого им участка практически совпадает с длиной марафонской дистанции – 42 километра. Правда, на этом сходство со спортсменами и заканчивается. Если у бегунов цель – пробежать дистанцию как можно быстрее, то для Сергея главная задача – не пропустить неисправность.

– Контролёр состояния пути – это почти что ревизор, – рассказывает его непосредственный начальник мастер Андрей Клюев. – Осуществляет промер пути, докладывает, где какая неисправность.

Поначалу работать на железную дорогу Сергей идти не собирался. Хотя железнодорожники в семье имелись: дед всю жизнь трудился на путях.

– Перед армией я устроился в Зиминскую дистанцию монтёром пути, просто подзаработать, – вспоминает Сергей Шемякин. – А когда вернулся со службы, случилась перестройка. Всё позакрывалось, работать негде, а на железной дороге за мной место сохранилось. Ну, думаю, ещё годик поработаю...

Прошёл годик, потом другой. Оглянуться не успел, как разменял на железнодорожной инфраструктуре 20 лет жизни. За это время досконально изучил все нюансы профессии. Так что, когда возник вопрос, кого поставить на должность контролёра состояния железнодорожного пути, его вспомнили первым.

Рабочий день контролёра начинается рано. Уже в 7 утра начальник дистанции проводит селектор, на котором идёт доклад о выполненных работах, ставятся задачи на день грядущий. А потом Сергей выходит на трассу своего «марафона». С собой у него всегда путевой шаблон и штангенциркуль.

– У нас составляется график на каждый день, за смену, получается, надо пройти более 8 километров. Обходчики просто осматривают путь, а я измеряю уширения, проверяю уровень, перекосы, определяю износ рельсов – одним словом, все неисправности, которые угрожают движению поездов, – перечисляет свои обязанности Сергей Валерьевич. – Если необходимо, ограничиваю скорость, закрываю путь или останавливаю подвижной состав.

Однако не всегда причиной остановки поезда становится состояние пути. 11 марта этого года Сергей находился недалеко от станции Харик, осуществлял свой привычный обход.

– Как обычно шёл с промерами. Мимо проходил контейнеровоз. Я обратил внимание на задымление колёсной пары в одном из хвостовых вагонов и сразу связался с диспетчером. Тот позвонил дежурному по станции, поезд остановили. При осмотре вагона были выявлены навары на тормозных колодках.

Своевременное обнаружение неисправности позволило избежать возможного отказа в работе и предотвратить угрозу безопасности движения поездов. За проявленную бдительность и грамотные действия Сергей Шемякин был награждён почётной грамотой начальника Восточно-Сибирской дороги и получил денежную премию.

На работе Сергея Валерьевича ценят и уважают.

– Сергей Шемякин один из наиболее опытных работников, от монтёра дошёл до контролёра состояния пути, – рассказывает о нём мастер Андрей Клюев. – Бывает, что приходит и говорит: надо, мол, сделать то-то и то-то – и мы сразу идём, устраняем.

Живёт Сергей Валерьевич в своём доме в посёлке Харик вместе с женой и двумя детьми. Если на работе он больше имеет дело с железом, то в свободное время любит поработать с более податливым материалом – деревом. В его домашней мастерской два станка – фрезерный и строгальный.

– Оборудование покупал для себя, а потом смотрю – получается, – рассказывает Сергей. – Сделал окна для знакомых – понравились одному, второму. Сейчас делаю ещё и двери, лавочки, табуретки. Не для заработка – для души.

Автор: Сергей Кулыгин