В едином графике движения Вперёд

В едином графике движения

Александр Смолянников, диспетчер локомотивный Северного района управления Диспетчерского центра управления перевозками

Александр Смолянников награждён знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 30 лет»

Начальник Юго-Восточной магистрали Сергей Задорин вручил движенцу высокую награду накануне Дня железнодорожника, 31 июля.

Диспетчер локомотивный Северного района управления Диспетчерского центра управления перевозками службы движения Юго-Восточной дирекции управления движением трудовую династию продолжил через поколение: брат деда был машинистом паровоза, а впоследствии служил начальником одной из станций Приволжской железной дороги.

В своё время семья Смолянниковых переехала в столицу Центрального Черноземья. На людей в железнодорожной форме смотрели с восхищением. Так что, район железнодорожников Отрожка, где они жили, вектор дальнейшего пути для молодого человека обозначил чётко – отраслевой техникум.

С дипломом учебного заведения Александр получил и права помощника машиниста. Специальным набором призвался на армейскую службу. В учебном полку получил права машиниста тепловоза. Служил в Сибири. Вспоминает, как строили второй железнодорожный путь по линиям Абакан – Новокузнецк и Абакан – Красноярск, обслуживали секретные шахты. В армии парень получил 2 класс квалификации, возил начальство в генеральских погонах, проверявшее строительство.

Вернувшись со службы, Александр отправился устраиваться на работу в тепловозное депо станции Воронеж-Курский. Умные люди посоветовали: «Зачем через весь город ездить, когда в Отрожке есть электровозное депо? Переучишься на курсах и в путь».

В 1987 году молодой железнодорожник отправился в свой первый рейс машинистом электровоза. Когда организовали Единый диспетчерский центр, исполняющему обязанности машиниста-инструктора Александру Смолянникову предложили попробовать себя в новом качестве.

Александр рассказывает:

«В работе локомотивного диспетчера совсем иная специфика: отвечаешь не только за свои действия, но и за процесс, объединяющий многих людей. Высокая ответственность? Разумеется. Но её бояться надо тогда, когда в чём-то не разбираешься. У меня же был весомый опыт вождения грузовых и пассажирских поездов. Одним из первых обкатывал скоростные поезда, следующие из Воронежа в Рязань. Имел заключения на все маршруты по Юго-Восточной магистрали».

Единый диспетчерский центр создавался из специалистов-практиков, которые могли не только составить маршруты, но и помочь коллегам-машинистам в решении рабочих моментов для обеспечения бесперебойного и безопасного движения поездов.

«Безусловно, уровень ответственности возрос: дали в подчинение сразу 5 локомотивных депо. Скучать не приходилось, – вспоминает Александр. – Прошёл должность старшего локомотивного диспетчера. Шутя её называли «ночной начальник дороги». В обязанности входил учёт передислокации всей техники, какая есть, все «подвязки» и обеспечение, подгон всех локомотивов, которые шли на плановый вид ремонта. Необходимо было учесть бесчисленное множество моментов, которые согласовывались со службами, чтобы к концу смены всё это обобщить и представить в виде справки для руководства дороги. Впрочем, должность несколько лет назад упразднили, но обязанности остались. Смена пролетает не в суете, а в решении чётко поставленных задач. Никто не жалуется, всем такая деятельность по душе. Даже создали, так сказать, молодёжную смену. Молодые почувствовали ответственность, сплотились и выдавали достойные результаты. Традиция здорового соперничества между сменами сохранилась по сей день, есть заинтересованность и стимул».

Нити стальной магистрали переплели сердца в семейные узы. Изначально будущие супруги познакомились, не видя друг друга, на слух. Александр ещё работал машинистом, Ирина трудилась дежурным по станции Кочетовка. Она всегда отмечала чёткость и качество работы ведущего состав машиниста Смолянникова. Вскоре Ирину тоже пригласили в Единый диспетчерский центр на должность диспетчера узла Кочетовка, где уже работал бывший машинист Смолянников. Говорят: свела судьба.

Супруги Смолянниковы счастливы. Дома у них движение иного порядка: хлопоты хозяйства. Но быт уж точно их не заест, Александр и Ирина – любители путешествий. Предпочитают любоваться красотами Родины, посетили Екатеринбург, Тюмень, ездили на Байкал. Бывали годы, когда в отпускное время за неделю по стране намотали на машине более 5 тыс. км. Смеются: «Одно слово – движенцы».

Александр рассказывает о специфике работы и её нюансах, своих учителях, наставниках, коллегах и руководстве, которое и кажется кому-то суровым, но личным профессионализмом связывает не только диспетчерский корпус, но и регионы огромной сети российских железных дорог.

Полученной наградой Александр Смолянников, конечно, дорожит, но разве была бы она, если бы рядом, рука об руку не шли верные коллеги, которым доверяешь как себе?

Локомотивный диспетчер не забывает о людях, с которыми делает общее дело:

«Коллеги реально помогают в решении проблемных вопросов. Заместители начальника депо по эксплуатационной работе Виктор Калугин (Кочетовка), Сергей Крымов (Ртищево) и Сергей Духнов (Балашов) в любое время дня и ночи моментально включаются в любую возникшую проблему, которая благодаря их профессионализму решается в кратчайшие сроки, открывая путь дальнейшему движению».
Автор: Константин Ефремов