Уважение и авторитет – тоже награды Забайкальская магистраль

Уважение и авторитет – тоже награды

Сергей Горячкин, машинист ТЧ Карымская

Доска почёта эксплуатационного локомотивного депо Карымская обновляется раз в квартал. Фото Сергея Горячкина там есть постоянно

Труд Сергея Горячкина отмечался не только наличием его фото на Доске почёта депо, но и другими наградами. К ним можно отнести и условные награды, наполненные особым смыслом. Это уважение в коллективе, заслуженный авторитет у руководства депо. Всё это завоёвано трудом – обычным, повседневным, добросовестным выполнением своих обязанностей. Казалось бы, в этом нет ничего особенного – работает человек, делает своё дело, это же нормально. Но именно на этом и держится бесперебойная работа дороги.

Когда я обратился к главному инженеру ТЧЭ Карымская Сергею Марулину с просьбой подсказать кандидатуру интересного человека для того, чтобы рассказать о нём читателям «ЗМ», Сергей Иванович, почти не задумываясь, сказал: «Сергей Вячеславович Горячкин».

Сергей Горячкин воспитывался в доме-интернате №2 города Читы, что в посёлке Черновские. После выпуска поступил на работу на Читинский машиностроительный завод. А поскольку в интернате была только восьмилетняя школа, там же, на машзаводе, получил среднее образование в школе рабочей молодёжи. С завода ушёл в армию. После демобилизации в 1988 году пошёл работать в дистанцию пути в Карымской. Затем, переобучившись на машиниста электровоза, с 2000 года стал работать в эксплуатационном локомотивном депо Карымская. Ему с успехом удавалось постигать все технические тонкости управления и эксплуатации подвижного состава. Опыт приходит с годами, и если им правильно распорядиться, да ещё имея самые добрые человеческие качества, будет и авторитет. Так получилось и у Сергея Вячеславовича. Это, кстати, подтвердилось в коротких беседах с некоторыми его коллегами. Они отмечают, что к нему любой может обратиться за советом – как в практическом плане, по работе, так и чисто по-житейски. И, как правило, его советы всегда были действенны.

Именно поэтому ему, как опытному железнодорожнику, руководство депо охотно доверяет наставническую работу. Сергей Вячеславович подтверждает: буквально на днях «обкатывал» помощника машиниста на должность машиниста электровоза. Причём, как замечает его начальство, делает он это дотошно и достаточно строго, хотя на вид Сергей Вячеславович – человек с мягким, не командным характером.

Сам Сергей Вячеславович признаётся, что от своих подопечных он требует: безопасности движения надо уделять самое пристальное внимание. И поясняет: грузовые составы становятся тяжелее, увеличивается их длина, поэтому локомотивные бригады на всём пути следования должны быть предельно внимательны, стараться учитывать все аспекты движения. В обязательном порядке его ученики изучают режим ведения поезда, технические характеристики локомотивов, их устройство, основные узлы машин.

Особое место в обучении занимают действия в нестандартных ситуациях. А их на пути следования может случиться множество. Сам Сергей Вячеславович, проработав 20 лет машинистом, десятки раз сталкивался с самыми разными угрозами и приобрёл немалый опыт, ведь ему приходилось водить не только грузовые, но и пассажирские поезда. Наиболее частые из нестандартных ситуаций – выброс пути, излом рельса, повреждения колёсной пары, ряд других. Сергей Вячеславович убеждён – в таких ситуациях надо не теряться и действовать строго по инструкциям. И если все положения инструкций соблюдены, то никаких претензий предъявлено не будет...

Кстати, его педагогические способности не остались незамеченными руководством депо, и ему не раз приходилось замещать машинистов-инструкторов. Сравнивать, какая из этих специальностей проще или сложней, он не берётся – по опыту знает, что и в той и в другой есть свои сложности. Хотя оговаривается, что у машиниста-инструктора ответственности больше, поскольку он отвечает за правильное обучение всей колонны.

Занятия проводятся не только в классах, но и на практике. Совмещая теоретические и практические занятия, наставники, в том числе и Сергей Горячкин, добиваются впечатляющих результатов. Кстати, сам он прекрасно понимает слушателей, поскольку каждый год ему приходится сдавать экзамены, подтверждая свою квалификацию.

При подготовке локомотивных бригад широко применяется система дистанционного обучения, которая оказалась незаменимой в период угрозы распространения коронавируса. А её эффективность оказалась не хуже традиционного обучения, Сергей Горячкин в этом уверен, так как сам имел возможность её опробовать.

Работа у него явно не сидячая, он часто и подолгу бывает в поездках. Домашние к этому относятся спокойно, хотя из домашних теперь дома его ждёт только жена с которой они вместе уже 23 года. Она учитель, а дочь уехала и поступила в Томский университет систем управления и радиоэлектроники. Родные, конечно, всегда интересовались у Сергея: как дела на работе, что нового, нет ли поводов для огорчений. Сергей Вячеславович особо подчёркивает, что его рассказы о работе достаточно скупы. На какие-то вопросы он, конечно, отвечал, но никогда не рассказывал родным о проблемах и неприятностях, которые время от времени неизбежны в любой профессии – берёг своих женщин...

Кроме того, что фотография Сергея Вячеславовича регулярно размещается на деповской Доске почёта, его труд был отмечен различными поощрениями и на более высоком уровне. Так, в 2011 году, ко Дню железнодорожника, он получил именные часы от начальника Забайкальской дирекции тяги. В 2015 году ему от имени вице-президента холдинга «Российские железные дороги» – начальника Дирекции тяги вручили благодарность за его труд. В 2017 году приказом начальника Забайкальской железной дороги ему был вручён нагрудный знак «Отличный работник ЗабЖД».

Конечно, на Забайкальской железной дороге много таких людей, как Сергей Вячеславович Горячкин. И каждый из них по-человечески уникален. Хотя бы тем, как пролегал их путь на дорогу: кто-то мечтал стать железнодорожником с юности, кто-то продолжил семейную династию, а кто-то оказался здесь по воле случая. Но, как бы там ни было, многие из них именно на железной дороге проявили себя достижениями в самых разных сферах – в труде, в изобретательстве, рационализаторстве, спорте, художественной самодеятельности. И дорога предоставляла им для этого все возможности. Более того – поощряла, вне зависимости от того, какую должность и в какой службе занимает человек, сколько лет он трудится. Свидетель тому – сам Сергей Горячкин, доказательства – его фото на Доске почёта, благодарности, награды, уважение в коллективе. Кстати, этого же принципа придерживается и руководство эксплуатационного локомотивного депо Карымская – на Доске почёта депо могут появиться фотографии помощника машиниста, инженерно-технического работника, кого угодно, лишь бы человек проявил себя трудом, преданностью предприятию, стремился к саморазвитию, любил свою профессию, пользовался уважением в коллективе.

Через два года Сергею Вячеславовичу предстоит уйти на пенсию. Но от разговоров с его коллегами невольно закрадывается мысль, что это, что называется, вилами на воде писано – такими людьми не разбрасываются. Да и сам он не рвётся на покой. Сил ещё много, накопленного опыта много, и жаль будет не поделиться им с молодыми коллегами. Да и после двух десятков лет, что он провёл в поездках, ему теперь на месте не усидеть.

Впрочем, это предстоит решать самому Сергею Горячкину. Он этот отдых заслужил своим трудом, вкладом в развитие дороги. А ещё тем, что подготовил для неё не один десяток таких же добросовестных, трудолюбивых, тянущихся к знаниям молодых ребят. Ему есть на кого оставить «свой» электровоз. Да и дома у него наверняка найдутся дела – они ведь копились всё это время, пока он водил поезда.

Автор: Алексей Величко