Смена в четверть века Звезда

Смена в четверть века

Игорь Ткаченко, осмотрщик-ремонтник вагонов эксплуатационного вагонного депо Батайск

Игорь Ткаченко был награждён знаком «Почётный железнодорожник ОАО «Российские железные дороги»

Четверть века – это много или мало? Для кого-то это целая жизнь. Вот и Игорь Ткаченко уже более 26 лет остаётся верен СКЖД. Осмотрщик-ремонтник вагонов – особая профессия. Вагонный «доктор» по сути полностью отвечает за безопасность поездки. От него зависит, как пройдёт рейс. Скольким тысячам, десяткам тысяч вагонов дал «зелёную улицу» этот специалист – не сосчитать. Он профессионал. И этим всё сказано.

Он не случайный человек на «железке», а представитель целой династии. И дед, и отец трудились на СКЖД составителями поездов. Поэтому ничего удивительного, что он связал свою судьбу с дорогой. А такие понятия, как дисциплина, ответственность, порядок стали для него правилами жизни.

Впрочем, поначалу, в юности, он увлёкся в родном селе Новотроицкое пчеловодством. Но в девяностые совхоз перестал существовать. Товарищ предложил Игорю попробовать силы на железной дороге. Так он сделал свой выбор.

– Наверное, это судьба, – улыбается он. – Хотя и не планировал продолжать семейное дело, но жизнь обернулась так, что и я оказался на магистрали. И об этом не жалею.

Первая его должность на магистрали – «экипировщик вагонов», или, как он сам её называет, работа водолеем. Но это продолжалось всего несколько месяцев. Руководство заметило внимательного и ответственного сотрудника, и тогдашний его руководитель, Алексей Бойченко, предложил ему перейти в осмотрщики-ремонтники вагонов. Обучение и экзамены на новую профессию затруднений не вызвали, и с 1995 года Игорь Ткаченко стал трудиться на своей нынешней должности. Вот уже четверть века его место работы – пункт технического обслуживания транзитных пассажирских поездов на станции Ростов-Главный. Он осматривает вагоны пассажирских поездов, десятками ежедневно проходящих через станцию.

– В этом году в связи с эпидемической обстановкой поездов было меньше, – говорит он. – Сейчас за смену осматриваем 40-50 составов, а в обычное время летом доходит до сотни. Зимой бывает около 40. Как-то одному нашему коллеге делали «фотографию рабочего дня», а дело происходило летом, так проверяющий специалист очень удивлялся, как мы успеваем работать с такой интенсивностью. Тут всё дело в знаниях, опыте и привычке.

Работа не просто напряжённая, но и крайне ответственная. Безопасная поездка тысяч пассажиров зависит от того, насколько внимательно и ответственно Игорь Ткаченко и его коллеги подходят к своей работе. Пропусти они какой-то дефект, и поездка на курорт для отдыхающих будет омрачена задержками и другими проблемами. Впрочем, в последнее время, по его словам, различных поломок стало заметно меньше.

– Сейчас на вагонах устанавливаются дисковые тормоза хорошего качества, колёса и остальное оборудование также достаточно надёжно, – считает он, – поэтому серьёзных проблем нет. Бывает, колодка изломана или рычажная передача расплющена, но это всё нами выявляется. В целом современные вагоны стали надёжнее.

Случаются проблемы с автосцепкой, поводками тележек. За смену находится в среднем около пяти недостатков, которые оперативно на месте и устраняются.

– У нас есть весь необходимый рабочий инструмент, комплект наиболее востребованных запасных частей, – говорит он. – Что касается серьёзных поломок, при которых требуется отцепка вагона, то такие ситуации, особенно в пассажирском движении случаются нечасто – два-три раза в год.

Один из таких случаев запомнился Игорю Ткаченко надолго. Это произошло порядка пяти-семи лет назад в новогоднюю ночь. Казалось бы, праздник, зимний график, поездов немного, не сравнить с летом, возможно, появится минутка, чтобы чайком встретить Новый год. Но не сложилось. При осмотре очередного пассажирского поезда на колёсной паре одного из вагонов был выявлен тонкий гребень. В случае образования на колесе такого дефекта могут происходить удары его в остряк стрелки при движении. Внимательность осмотрщика, безусловно, предотвратила возможный сход. Пусть не на первой, но на десятой или сотой стрелке вагон имел шансы сойти с рельсов с непредсказуемыми последствиями. В результате вагон был отцеплен, а провозиться с ним смене Ткаченко пришлось почти до полуночи. Так что провожали старый год осмотрщики-ремонтники на рабочих местах.

– За четверть века столько было этих «находок», что их все уже и не припомнишь, – говорит осмотрщик. – Возможно, конкретно эта ситуация запомнилась не столько поломкой, сколько тем, что происходило всё в новогоднюю ночь. А так из тяжелых случаев в основном выявляли проб­лемы с колёсными парами – выщербины, навары. Опыт Игоря Ткаченко, безусловно, помогает ему оставаться одним из лучших осмотрщиков ПТО. Согласно учтённым данным, выполнение им объёмных показателей за 2019 год составило 105%; за 2018 год – 04,2%; 2017 год – 103%. Выполнение задания по производительности труда по итогам 2019 года составило 106,4% к плану; в 2018 – 104,2%, а в 2017 – 103,1%.

По мнению начальника эксплуатационного вагонного депо Батайск Андрея Дорохина, Игорь Ткаченко на протяжении своей трудовой деятельности выполняет служебные обязанности добросовестно, с высоким чувством ответственности за порученное дело, принимает активное участие в общественной жизни коллектива. Хорошие технические знания, добросовестное, творческое отношение к работе, глубокое знание подвижного состава помогают ему не допускать брака в работе. Высокий профессионализм и способность быстро и качественно устранить неисправности являются гарантией обеспечения графика движения поездов. При этом нарушений трудовой и технологической дисциплины он не имеет, нарушений требований охраны труда не допускает.

Ценят Ткаченко не только руководители, но и коллеги. Не случайно его кандидатуру на награждение знаком «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД» выдвинули и поддержали на общем собрании коллектива вагонного депо. И это не первая его награда. В своем «портфолио» осмотрщик уже бережно хранит благодарность и именные часы президента ОАО «РЖД».

А первая работа нынешнего почётного железнодорожника – пчеловодство, сегодня превратилась в его хобби.

– Есть у меня теперь свои пчёлы, – улыбается он.

Занятие с ними помогает и стресс снять, и отдохнуть в тишине, на природе. Пасека небольшая, десять семей, но мёд «поставляют» исправно. Даже в этом, неудачном для пчеловодства году, он собрал уже примерно 80 литров.

Автор: Игорь Евдокимов