ЧП на пути в Формачёво Призыв

ЧП на пути в Формачёво

Олег Аверин, машинист эксплуатационного локомотивного депо Карталы

В непростой ситуации локомотивная бригада действовала чётко и грамотно

Бригада эксплуатационного локомотивного депо Карталы в составе машиниста Олега Аверина и помощника Алексея Румянцева 26 июня, следуя в ночное время по перегону Карталы – Тумак, обнаружила в рельсе трещину размером почти 1 см.

– Дело шло к полуночи. Нашей локомотивной бригаде предстояло доехать резервом до станции Формачёво, а обратно в Карталы доставить грузовой состав. Приняли локомотив и отправились в путь. Выехали за пределы станции, набрали скорость примерно 77 км в час. Как и положено по инструкции, внимательно следили за состоянием инфраструктуры и показаниями проходных светофоров, – рассказывает машинист эксплуатационного локомотивного депо Карталы Олег Аверин.

И вдруг на перегоне примерно в десяти минутах езды от Карталов на локомотивном светофоре произошла смена сигнала с зелёного на КЖ. В этот момент проходной светофор находился вне поля видимости локомотивной бригады, и она какое-то время не могла наблюдать за сигналами. Машинисту в этой непростой ситуации ничего не оставалось делать, как применить экстренное торможение. Через несколько минут показалась сигнальная точка с запрещающим огнём. Электровоз остановился на 114 километре пикет 3 перегона Карталы – Тумак примерно за сто метров до проходного светофора, который продолжал сигнализировать красным светом. Местное время – 23 часа 11 минут. Согласно нормативным документам, машинист Олег Аверин доложил об обстановке поездному диспетчеру и предупредил локомотивные бригады, едущие в попутном и встречном направлении. Судя по сведениям, полученным от диспетчера, выходило, что впереди перегон свободен.

– Начал анализировать информацию и перебирать в голове варианты. Одной из наиболее вероятных причин ложной занятости мог стать лопнувший рельс. Помогло то, что подобные случаи неоднократно разбирали на технических занятиях,– продолжает рассказывать Олег Аверин.

Локомотивная бригада простояла на перегоне перед сигнальной точкой № 4 примерно минут пять и после того, как получила «добро» от поездного диспетчера, со скоростью не более 20 километров в час двинулась вперёд. Миновали сигнальную точку, которая продолжала гореть красным огнём. После того как проследовали её, в кабине на локомотивном светофоре тоже загорелся красный свет. Ехали по ночному перегону, на котором где-то впереди затаилась опасность, с особой бдительностью. Машинист Олег Аверин и его помощник Алексей Румянцев тщательно вглядывались в путь, освещаемый прожектором электровоза, и одновременно внимательно следили за показаниями локомотивного светофора.

– Мы отъехали от сигнальной точки примерно на расстояние километра, и тут красный свет на локомотивном светофоре сменился на зелёный. Значит, восстановилось нормальное шунтирование рельсовой цепи. По всем признакам выходило, что лопнувший рельс находится где-то позади локомотива. Я тут же остановил электровоз и опять обо всём доложил поездному диспетчеру. Сориентировался во времени и в пространстве. Было 23 часа 18 минут. Мы находились на 113 километре пикет 3, – вспоминает подробности машинист.

После этого Олег Аверин оставил вместо себя в кабине своего помощника Алексея Румянцева поддерживать связь и следить за показаниями приборов безопасности, а сам взял фонарь и отправился осматривать путь. Сначала обследовал рельсы под локомотивом – ничего подозрительного. При дальнейшей проверке рельсовой цепи примерно на расстоянии шести метров от задней кабины электровоза луч фонаря упёрся в какой-то дефект. Машинист внимательно осмотрел подозрительное место. Так и есть – трещина! Его предположения полностью подтвердились. Олег достал предусмотрительно прихваченную с собой линейку и приложил к излому. Похоже, что рельс лопнул неп0осредственно под недавно прошедшим грузовым составом и, к счастью, не успел разрастись до критических размеров. Несмотря на то что было темно, трещину просветом примерно в 10 мм было хорошо видно в свете ручного фонаря. Она образовалась точно по сварному шву. Для верности Олег сделал несколько фотографий. По возвращении в локомотив доложил о чрезвычайном происшествии поездному диспетчеру, который тут же закрыл опасный перегон для движения.

– Я предполагал, что где-то позади локомотива должен быть излом и мысленно уже готовился к встрече с ним. Но когда воочию увидел трещину, то мне как-то стало не по себе. В моей небольшой профессиональной практике это первый дефект, который серьёзно угрожал безопасности движения, – продолжает Олег Аверин.

От остановки перед сигнальной точкой, горевшей красным, и обнаружением трещины в рельсе прошло всего двадцать минут. Олег Аверин считает, что ничего из ряда вон выходящего не совершил. Просто в этот момент по стечению обстоятельств именно он оказался на перегоне. Будь в кабине другая локомотивная бригада, она бы действовала точно так же и обязательно обнаружила бы эту злополучную трещину. Таковы требования инструкции, и каждый должен строго ей следовать, тем более что локомотивщикам постоянно рассказывают, как вести себя в подобных ситуациях. В депо Олег сделал запись в книге замечаний и подробно изложил в объяснительной записке всё, что произошло в пути следования.

Олег Аверин – один из самых молодых машинистов в депо. С детства мечтал работать на железной дороге и уверенно шёл к этой цели. Четыре года назад окончил Карталинский многоотраслевой техникум. В качестве помощника отъездил три года и уже год самостоятельно водит поезда.

– К локомотивной бригаде претензий нет. Несмотря на молодость и отсутствие серьёзного опыта поездной работы машинист и помощник действовали чётко и грамотно. Это станет для них хорошим практическим уроком и придаст уверенности в своих силах, – заключает заместитель начальника эксплуатационного локомотивного депо Карталы по кадрам и социальным вопросам Дмитрий Хевронин.

Автор: Вячеслав Чеботько