Когда поезд ведут профессионалы Волжская магистраль

Когда поезд ведут профессионалы

Евгений Симонов, машинист ТЧП Ижевск Горьковской дирекции тяги

Локомотивная бригада вовремя заметила провисание контактного провода

Конец рейса – это всегда напряжение. Сколько позади осталось входных и выходных светофоров, сколько раз встречали проходящий поезд дежурные по переезду… В ту ночь машинист Евгений Симонов и его помощник Ленар Мухаметзянов вели 138-й пассажирский Красноуфимск – Ижевск.

За 16 лет работы ночные поездки для Евгения стали привычными. Главное – нормально, правильно отдохнуть перед дорогой. А к концу рейса, если подступит усталость, стряхнуть, прогнать её. И по-прежнему всё под контролем. Машинист профессионально распределяет внимание между приборами безопасности и «картинкой» за бортом локомотива.   

По станции Юськи 138-му маршрут был приготовлен по второму пути. Проследовали входной сигнал. И тут «картинка» впереди насторожила: контактный провод не тянулся ровной ниточкой, а провис, ослаб.

– Нет, не по нашему, а по четвёртому пути, – поясняет мой собеседник. – Мы оба заметили это, и я, и помощник. Это наша обязанность – выявлять во время поездки нарушения в инфраструктуре и делать потом записи в Книге замечаний машиниста.

Вот так буднично сообщает Евгений о нештатной ситуации, с которой столкнулась бригада. И лишь потом, уступая настойчивым расспросам, рассказывает о том, что секционный изолятор был сломан пополам (отсюда – и провисание провода). И о том, что следом за 138-м пассажирским на станцию, как раз на четвёртый путь, прибывал электропоезд.

– По радиосвязи мы вызвали поездного диспетчера, сообщили о неисправности, – продолжает рассказ Симонов. – Контактный провод вне габарита, принимать электропоезд на четвёртый путь нельзя. Надо вызывать контактников.

За бдительность премией отметили и машиниста, и его помощника. Вместе, в кабине одного локомотива, Евгений и Ленар работают недавно. Но уже этот апрельский случай подтвердил: бригада состоялась. О своём помощнике Симонов говорит с уважением:

– Ответственный, грамотный работник, хорошо знает инструкции, хотя в этой должности он не более трёх лет. Ему интересно всё, что связано с техникой – и не только с локомотивами. Живёт этим.

Что было бы, если бы никто не заметил провисание контактного провода и электропоезд заехал бы на четвёртый путь?

– Самое малое – это излом токоприёмника, – говорит начальник оборотного депо Ижевск Владислав Калашников. – А это значит – экстренное торможение. Хвост электропоезда остался бы на перегоне. Пришлось бы ждать вспомогательный локомотив. Участок там однопутный. Перерыв в движении поездов неизбежен.

Можно поразмышлять и о том, была ли угроза для людей. Вероятность мала, считает Владислав Владимирович, но всё же… При определённых условиях провод мог опуститься до земли. А вдоль четвёртого пути идут на посадочную платформу люди.

Впрочем, история не знает сослагательного наклонения. Локомотивная бригада сработала чётко. И в основе таких действий – профессионализм и ответственность.

Для Евгения Симонова выбор профессии был предопределён. Родился в Агрызе в семье железнодорожников. Отец работал машинистом, и любознательному мальчишке доводилось бывать в кабине локомотива. Брал отец и в поездки. Так что представление об этой профессии сложилось ещё в школьные годы. Была в нём доля романтики. Но именно – доля. Евгений понимал, насколько трудна и ответственна работа локомотивных бригад. И вместе с тем видел, с каким уважением относятся в городе к железнодорожникам, каким почётом пользуются машинисты. Кроме того, железная дорога – это стабильность, хорошая зарплата. Практичности, несмотря на юные годы, ему было не занимать. Документы подал сразу и в училище, на специальность машиниста, и в РГОТУПС, справедливо рассудив, что высшее образование для современного человека лишним не бывает. Так и учился сразу в среднем профессиональном заведении и в вузе.

Но главной школой, конечно, стало депо, ТЧ Агрыз, куда Евгений пришёл в 2004 году. Среди своих наставников особо выделяет машиниста Эдуарда Исмагилова.

– От него всему научился. Что непонятно – он мне, своему помощнику, объяснял. Сажал за пульт управления. Не позволял расслабиться во время поездки. Даже если стоянка – давал какие-то поручения. Или заставлял инструкции читать. Очень ответственный. И сразу видно, как он любит свою работу.

Добрые слова – и в адрес Рашида Низамбиева, который обкатывал Евгения на машиниста. Первая самостоятельная поездка состоялась в ноябре 2007 года. И сразу – с тяжеловесным поездом.

– Волновались?

– Нет. Может, потому, что молодой был, всего 21 год. А может, учителя хорошие, подготовили как надо. Ещё будучи помощником я мог самостоятельно управлять локомотивом, водить поезд. Так что переход из помощников в машинисты был для меня безболезненным.

В 25 он уже работал в пассажирском движении. Сейчас, в 33, Симонов – машинист первого класса. Ещё одно свидетельство профессионализма – Паспорт доверия, который ему вручили в январе.

Паспорта доверия введены в Дирекции тяги в 2018-м. Вручают этот документ лучшим машинистам, к которым в течение года не было никаких претензий.

– Если у машиниста нет замечаний по эксплуатационной работе, нарушений по безопасности движения, если соблюдается инструкция по управлению тормозами, – поясняет начальник оборотного депо. – Паспорт доверия подтверждает качество работы машиниста и гарантирует 100-процентное выполнение им должностных обязанностей.

– Такой оценкой можно гордиться, – считает Евгений Симонов. – К тому же Паспорт доверия – это хороший стимул в работе. Нам полагаются определённые льготы, например дополнительные дни к отпуску. У нас расшифровывают не все скоростемерные ленты, а только 20%. Контрольная поездка – один раз в год.

И для Владислава Калашникова такая оценка работников ТЧП – тоже предмет особой гордости:

– У нас в оборотном депо 206 человек, из них 13 – это машинисты с Паспортом доверия. Симонов – один из них. Очень добросовестный, работящий. Водит пассажирские поезда, в том числе двухэтажные, с электровозом ЭП20. Но готов брать и грузовые, когда необходимо. Не стоит на месте, развивается.

То, что Евгений Симонов доверия достоин, он доказывал не раз. И задолго до того, как получил документальное тому подтверждение. В 2017 году он предотвратил проезд запрещающего сигнала. Симонова и его помощника наградили почётными грамотами начальника дороги. «Машинист, помни! Проезд запрещающего сигнала приводит к преступлению!» – теперь, когда Евгений видит такие плакаты, он вспоминает тот самый случай.

Однако бывает, от действий локомотивной бригады уже ничего не зависит: когда впереди неожиданно возникает препятствие. Именно так всё и было 9 мая 2014 года. Симонов вместе со своим помощником вёл пассажирский поезд № 25. Перегон Юськи – Агрыз. Перед переездом на 6 км, как и полагается, бригада даёт гудок. Все ближе зелёный сигнал светофора. И тут прямо перед локомотивом на рельсы влетает автомобиль. Экстренное торможение. Но слишком мало расстояние. Автомобиль отбросило в сторону. Пассажирка, жена водителя, погибла.

Что чувствует в такие минуты локомотивная бригада, не дай Бог испытать никому. И вроде бы знаешь, что твоей вины здесь нет, но… В подобных случаях надо уметь привести нервы в порядок, чтобы продолжать работу, вводить поезд в график. Потом, уже в Ижевске, Евгений сходил в церковь, поставил свечку. После ДТП со смертельным исходом локомотивная бригада в обязательном порядке проходит пятидневную реабилитацию.

Есть в непростой работе машиниста и другого рода реабилитация. Возвращаясь из рейса, важно чувствовать поддержку семьи. Встретить понимающий взгляд жены. Перед тем, как лечь отдыхать, прислушаться к голосу старшей дочки. Заглянуть в кроватку младшей. Настоящее общение с домашними будет потом, после отдыха. А теперь – спать, стараясь не прокручивать в голове рабочие моменты, нештатные ситуации… Восстановить силы. Впереди – новая работа, новые рейсы.

Автор: Марина Галкина