За наградами не гонялся Забайкальская магистраль

За наградами не гонялся

Анатолий Куц, начальник дорожного конструкторско-технологического бюро

Анатолию Куцу присвоено звание “Почётный железнодорожник ОАО “РЖД"

Начальник ДКТБ Анатолий Куц трудится на ЗабЖД уже 45 лет. Его труд неоднократно отмечался поощрениями, благодарностями, званиями. Совсем недавно, накануне празднования Дня железнодорожника, начальник дороги Александр Скачков в торжественной обстановке вручил ему очередную награду – знак “Почётный железнодорожник ОАО “РЖД”.

Анатолий Иванович является представителем железнодорожной династии. Сам он родом из Ростова-на-Дону, и связал свою судьбу с железнодорожным транспортом, глядя на пример отца, который долгое время проработал помощником машиниста паровоза, машинистом паровоза, электровоза.

В 1975 году Анатолий Куц окончил Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта. В то время широко применялась система распределения молодых специалистов. На выбор выпуска, в котором был и Анатолий Куц, были предложены Забайкальская, Приволжская, Свердловская железные дороги и Воронежский вагоноремонтный завод. Анатолий Куц отдал предпочтение Забайкальской. Как поясняет Анатолий Иванович, Забайкалье у него чётко ассоциировалось с Байкало-Амурской магистралью, а это – романтика, служение полезному и великому делу, новые друзья, впечатления. И, кстати сказать, другие новоиспечённые инженеры-железнодорожники чаще всего выбирали именно ЗабЖД.

Анатолий прибыл на своё новое место работы, в локомотивное депо Черны­шевск, и нисколько не пожалел. Он прошёл практически весь путь от рабочего до начальника дорожного конструкторско-технологического бюро. Был бригадиром, мастером, технологом, старшим технологом, начальником технического отдела, главным инженером депо. И на каждом рабочем месте он набирался профессионального и житейского опыта, копил впечатления. Как самокритично замечает Анатолий Иванович, не все из них были верными. Например, когда он работал в локомотивном депо и бывал в командировках в управлении ЗабЖД, посещая различные службы, то, по-началу, глядя со стороны, думал: “Как хорошо они устроились – тепло, светло, уютно, разговоры разговаривают, и вроде бы и не работают”... Однако, когда перевёлся на работу в ДКТБ, понял, как сильно он ошибался. Оказывается, специалисты вели с ним не пустопорожние разговоры, им нужна была информация о жизни его предприятия, о производстве, о применяемых технологиях и инструментах. Часто вопросы касались рационализаторской деятельности в подразделениях. Всё это выглядело довольно странно и не очень серьёзно. И он не сразу понял, что это для него такие вопросы были обыденными и повседневными, а для беседовавших с ним работников служб его ответы имели большое значение.

Эту же тактику Анатолий Куц стал применять после прихода в бюро. Он подробнейшим образом расспрашивал командированных, буквально вытягивал из них всё, что его интересовало и что могло бы пригодится в разработках и предложениях бюро. Всё это потом выливалось в принятие правильных решений, которые улучшали работу локомотивного хозяйства.

Опираясь на свой многолетний опыт, Анатолий Куц утверждает: лучше непосредственного исполнителя ситуацию на производстве никто не знает. И здесь есть два варианта действий. Первый – ты должен постоянно ездить на предприятия. А дорога-то большая, одно время только локомотивных депо на ней насчитывалось 11, не считая подменных пунктов. И получается, что часто бывать на всех предприятиях невозможно. Второй вариант – получая информацию из первых уст, специалист формирует общее представление о существующих и возникающих проблемах. А далее анализ информации, идущей с мест, позволяет принимать верные решения, способствующие улучшению работы.

Давая характеристику работе дорожного конструкторско-технологического бюро, Анатолий Иванович подчёркивает, что она отличается, например, от работы локомотивного хозяйства, тем, что деятельность последнего – работа оперативная, связанная с движением поездов, и направлена на то, чтобы поезда шли по графику, чтобы локомотивы были в исправном состоянии, чтобы ничего экстраординарного не произошло и всего необходимого для производства хватало. Плюс к этому, хозяйство должно развиваться и совершенствоваться, должна внедряться новая техника, разработки, должны соблюдаться правила охраны труда, экологической безопасности, и многое другое.

А работа в дорожном конструкторско-технологичес­ком бюро не имеет такого оперативного характера, но специалист ДКТБ должен знать ситуацию на дороге, для того, чтобы вовремя сориентироваться в ней, увидеть насущную проблему и попытаться её устранить.

В качестве примера была приведена ситуация, сложившаяся в вагоноремонтном депо Чита. Отдельные проблемы здесь существуют давно, но так или иначе решаются. Сейчас встала задача увеличить выход вагонов, ремонтирующихся по различным программам ремонта. План по ним коллектив ВРД не мог выполнить продолжительное время. Специалисты ВРД, ДКТБ и других служб совместными усилиями стали разбираться в причинах проблем, вникать в технологию производимых работ. Сейчас полным ходом идёт разработка целого пакета документов, призванных повысить производительность труда и увеличить выполнение программ ремонта. Перспективы уже просматриваются. Руководит этой работой главный инженер Забайкальской железной дороги Игорь Гордиенко.

Напомним, Забайкалью и ЗабЖД Анатолий Куц отдал 45 лет. Это целая жизнь. Отвечая на вопрос о том, почему он так прикипел к этому достаточно суровому краю, Анатолий Иванович особо подчёркивает, что его к себе “притянул” тот народ, с которым он здесь столкнулся. Приехал – и через год у него было уже столько друзей, сколько он не приобрёл за всю свою жизнь до этого. Понравилась работа, быстро налаживался быт: уже через год он и все его друзья – а в Забайкалье их приехало пятеро – получили благоустроенные квартиры.

Трудовая биография у всех сложилась по-разному. Двое, отработав положенные три года, уехали на запад, аргументируя это тем, что “там лучше”, ещё один, доработав до пенсии, тоже уехал. Осталось двое. На вопрос, уедет ли он сам, Анатолий Иванович спокойно отвечает: “Нет, это уже моя вторая родина. Здесь у меня семья, внуки, здесь мои друзья”.

И не только. Здесь работают его коллеги, со многими из них он трудится рука об руку десятилетия. За свой опыт, знания, творческий склад ума Анатолий Куц заслуженно пользуется авторитетом у подчинённых (а коллектив бюро насчитывает 28 человек) и руководства дороги. За советами по профессиональным и житейским вопросам к нему часто обращаются и специалисты других служб, и он никому и ни в чём не отказывает. Нередки ситуации, когда его подсказки имели решающее значение, будучи простыми, но эффективными.

Разумеется, творческая работа не терпит суеты и ненужной гонки, всё это может навредить конечным разработкам, особенно, когда дело касается производства. Но Анатолий Иванович сумел правильно организовать работу своих коллег. В год им удаётся разрабатывать и внедрять от 50 до 70 предложений и технологий разной степени сложности и масштабности. Работа в ДКТБ строится по принципу “мозгового штурма”. Собираясь группами, специалисты рассматривают проблему со всех сторон, просчитывают ситуации, к которым она может привести. Так же сообща вырабатывают решение поставленной задачи.

Супруга Анатолия Ивановича тоже была железнодорожницей, и дочь, получив экономическое образование, устроилась на работу на ЗабЖД. Причём её никто не агитировал, она сама изъявила такое желание. Несмотря на то, что работа у неё трудная и очень ответственная, она нисколько об этом не жалеет.

За все годы работы на ЗабЖД Анатолий Куц неоднократно был отмечен как руководством дороги, так и руководством министерства транспорта Российской Федерации, холдинга “Российские железные дороги”. Он подчёркивает, что государственных наград у него нет, да он никогда за ними не гонялся. Себя он скромно характеризует так: “Обычная “рабочая лошадка”, просто умеющая добросовестно делать своё дело”.

Пройдя практически всю трудовую “лестницу”, начиная с азов, он научился ценить труд и идеи своих коллег. Кстати, сегодня в дорожном конструкторско-технологическом бюро работает немало опытных, по-настоящему творческих и инициативных людей, конструкторов. Многие из них имеют нагрудные знаки “Лучший изобретатель ОАО “Российские железные дороги”.

Анатолий Иванович не берётся выделять лучших среди своих коллег, он их всех очень ценит, но нескольких всё же назвал поимённо. Это Виктор Степанов, Александр Макаров, Виктор Витовский, Иван Шалаев и ещё ряд других.

Анатолию Ивановичу есть чем гордиться. У него есть знак “За безупречный труд на железнодорожном транспорте 40 лет”. В 2004 году ему была вручена почётная грамота министерства путей сообщения Российской Федерации. Есть у него знаки отличия советских времён. И все они для него по-своему дороги. С особой гордостью он говорит о знаке “Отличник труда 11-й пятилетки”. Кстати, этот знак даёт право на присвоение звания “Ветеран труда”.

Но свою последнюю награду, знак “Почётный железнодорожник ОАО “РЖД”, Анатолий Иванович ценит очень высоко.
Автор: Алексей Величко