Стабильный маршрут
Елена Черевкова, дежурная по переезду Шахтинской дистанции путиЗнак ей вручили в торжественной обстановке начальник Шахтинской дистанции пути Виктор Правдунов и заместитель начальника дистанции пути по кадрам и социальным вопросам Галина Тищенко.
– Я благодарна за то, что мой труд оценили. Это первая моя награда, она для меня очень ценна, – говорит дежурная.
Елена Черевкова из тех железнодорожников, кто годы добросовестно трудится на одном рабочем месте: три десятка лет назад она пришла на железнодорожный переезд 1173-й км станции Новочеркасск, сменив в этой должности свою маму – Фетинью Новокшонову.
– Мне всегда была интересна мамина работа. Нравилось наблюдать за поездами, и то, как мама полностью отдавала себя своему делу, – вспоминает Елена.
Она и не сомневалась, что придёт на железную дорогу и именно дежурной по переезду, отучившись на эту профессию в Ростовском техникуме железнодорожного транспорта. В этом году в планах у неё занятия на курсах повышения квалификации.
– Мама стала моим первым наставником. К сожалению, её уже нет в живых, но я до сих пор помню и применяю знания, которые получила от неё, – рассказывает дежурная по переезду.
Она признаётся, что никогда не думала, что столько лет отдаст одной и той же профессии.
Прекрасно помнит свой первый день дежурства, и тогда 12 часов смены ей показались очень длинными, просто нескончаемыми. Сейчас же они пролетают незаметно и всё потому, что она дело своё знает и любит.
Согласитесь, очень важно, когда ты попадаешь в хороший дружный коллектив, где каждый готов передать свои навыки, да и просто по-человечески помочь в трудную ситуацию. Вот в таком коллективе 13-го околотка Шахтинской дистанции пути Елена Черевкова и трудится все эти годы.
– Вместе с ней дежурными по переезду работают Нина Строганова, Светлана Липова, Елена Марченко и Любовь Доценко. Самый большой стаж у Елены Черевковой, и она всегда делится своим огромным опытом, хорошо знает свои обязанности, инструкции, приказы, всё необходимое для своей должности, она ответственный и серьёзный человек. Также подчеркну, что благодаря внимательному отношению дежурных этот переезд содержится в хорошем эстетическом состоянии, – говорит заместитель начальника Шахтинской дистанции пути по кадрам и социальным вопросам Галина Тищенко.
Переезд 1173-й км – второй категории, за сутки через него проходит более 2800 единиц транспортных средств. И к слову, в этом году ему исполняется сто лет!
Конечно, на этом месте главного железнодорожного хода были разные ситуации и, к счастью, все они разрешались благополучно. Елена рассказала, как однажды водитель газовоза сначала, как положено, притормозил перед переездом, где горел уже красный сигнал светофора, а затем вдруг решил проскочить, резко ускорился и поехал через пути.
В этот период закрылся шлагбаум, поднялись крышки УЗП, и грузовик оказался в своеобразной ловушке, перекрыв габарит поезда. В такие моменты от дежурных по переезду требуются хладнокровие и мгновенная реакция, умение быстро принимать решения. Елена, не теряя ни секунды, опустила крышки УЗП, и машина ринулась с железнодорожного полотна вперёд. Опасность миновала. Эту ситуацию Елена зафиксировала, составив на водителя рапорт о нарушении правил проезда через железнодорожный переезд.
– Надеюсь, что тогда он осознал своё необдуманное поведение и больше никогда так не поступит. К сожалению, некоторые совершенно не представляют последствия, которые могут произойти, если они будут игнорировать правила дорожного движения при пересечении путей. Особенно часто приходится объясняться с водителями, когда на главном железнодорожном ходу идут ремонтные работы, и переезд функционирует в нестандартном режиме. Порой нетерпеливые подходят к посту, спрашивают, когда откроется шлагбаум. Вот тут мы, дежурные по переезду, набираемся терпения и разъясняем спокойно, ни в коем случае не повышая голос, что с разрешения дежурного по станции начнём пропускать транспортные средства группами, – говорит Елена Черевкова.
– А какие ещё были случаи во время смен? – интересуюсь у Елены.
– К сожалению, нередко автомобили, проезжая через переезд, глохнут и попадают в габарит поезда. Тогда мы в обязательном порядке высаживаем из машины водителя и его пассажиров. Да, эта остановившаяся машина не мешает движению, но тем не менее, согласно инструкции, сообщаем о случившемся, составляем соответствующий рапорт и встречаем поезд, стоя рядом с автомобилем, чтобы машинист был убеждён, что он дальше не тронется. Дежурный по переезду должен быть особо внимательным, когда мимо проходят поезда, были у меня такие моменты, когда срывалась планка нижнего негабарита. Встречалось и то, что на грузовых вагонах лежали пакеты, увидев их и не зная, конечно же, о содержимом, обязательно ставим в известность дежурного по станции, позже выяснялось, что там находился мусор. Слава богу, что в моей практике не было такого случая, когда машина глохла именно на путях, но я и другие дежурные по переезду всегда готовы в такие моменты оперативно включить заградительный сигнал, – говорит Елена.
– Переезд 1173-й км полностью технически оборудован для того, чтобы здесь не происходили дорожно-транспортные происшествия, установлены и видеорегистраторы на посту дежурного. Добавлю, что нередко рядом с переездом дежурят сотрудники ГИБДД, – рассказал дорожный мастер 13-го околотка Иван Сиденко.
Дежурная по переезду живёт неподалёку от железной дороги, поэтому её «музыку» слышит не только, когда находится на смене, но и в своей квартире. Буквально двадцать – двадцать пять минут ей хватает, чтобы, выйдя из дома, попасть на пост. За 30 лет работы она ни разу не поменяла свой маршрут движения, это её путь, который она когда-то выбрала себе и об этом ничуть не жалеет.
В свободное время Елена Черевкова спешит к внукам – их у неё двое – шестилетняя Анечка и Никита, которому только второй годик. И как знать, пройдут года, и они тоже свяжут свою жизнь с железной дорогой, как это сделала когда-то их бабушка, выбрав семейную профессию.