Отвели большую беду Северная магистраль

Отвели большую беду

Виктор Зотов, осмотрщик-ремонтник вагонов ПТО Буй эксплуатационного вагонного депо Буй

Виктор Зотов смог выявить скрытый дефект литой детали тележки вагона «сходу»

Как и в любой профессии, в работе осмотрщиков-ремонтников вагонов в первую очередь важны профессионализм и опыт. Однако очень большую роль играют и органы чувств.

Чтобы обнаружить зарождающуюся трещину колёсного диска толщиной не больше волоска, нужно иметь острый глаз. Чтобы понять по звуку при остукивании колеса, что в детали таится невидимый дефект, необходим безупречный слух. А услышать, что проходящий мимо вагон «звучит неправильно», выявить неисправность «сходу» – это высший пилотаж. Именно его показал осмотрщик-ремонтник вагонов пункта технического обслуживания вагонов Буй Виктор Зотов.

Виктор работал 11 августа в ночную смену. После полуночи на станцию Буй прибывал грузовой состав со станции Алтайская Западно-Сибирской железной дороги назначением на станцию Лужская Октябрьской дороги. Осмотрщик-ремонтник занял место на «островке безопасности», внимательно присматриваясь и прислушиваясь к проходящему мимо поезду. Эти действия традиционно предваряют осмотр, который проходит после остановки состава.

Поезд шёл, постепенно замедляя ход, мерно постукивали колёса. Вдруг Виктор услышал, что один из вагонов в середине поезда, груженный углём, «звучит» не так, выдавая нехарактерные щелчки и потрескивание. Сконцентрировав внимание, он разглядел на буксовом узле тёмную полосу.

Когда состав остановился, Виктор поспешил к вагону. Слух и зрение его не обманули. Он снял крышку и увидел, что торцевое крепление узла разрушено. Этот дефект очень опасен, при отсутствии ярко выраженных признаков, если останется незамеченным, может привести к выпадению узла и в целом боковой рамы на пути. Как следствие – неизбежный сход. Благодаря бдительности и профессионализму Виктора Зотова этого не произошло.

– Ничего выдающегося я не сделал, – считает он. – Просто за годы работы звук проходящего мимо исправного вагона воспринимаешь на подсознательном уровне как норму, а вот «неправильные» звуки режут слух, как музыканту фальшивая нота.

Виктор ещё молод, и стаж его работы в ПТО Буй не так уж и велик, но за эти годы он вполне сформировался как опытный профессионал. Родился Виктор в деревне, недалеко от Буя, родители не имели никакого отношения к железной дороге, профессию вагонника юноша выбрал по примеру старшего брата. Так же, как он, окончил Вологодский железнодорожный колледж, и теперь они трудятся в пункте технического обслуживания вагонов в одной смене.

– Никогда профессия осмотрщика-ремонтника не казалась тяжёлой, – говорит Виктор. – А вот интересной – всегда. Я с ней сросся, в другой профессии не могу представить себя. Даже появился азарт: каждый раз, обнаруживая скрытый дефект, чувствую себя победителем.

Автор: Владимир Савичев