Восточно-Сибирский путь

Сход без крушения

Алексей Дёмин и Алина Шонькина, электромеханик Слюдянской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры и дежурная блокпоста на 5297-м км ВСЖД

Молодые сотрудники предотвратили тяжёлые последствия схода грузового поезда

Дёмин1.jpg Шонькина1.jpg

Молодые сотрудники временного блокпоста на западном подходе к Култукскому тоннелю (5297-й км Восточно-Сибирской дороги) Алексей Дёмин и Алина Шонькина 18 июня предотвратили тяжёлые последствия схода грузового поезда.

Обычно 29-летний электромеханик по обслуживанию устройств электрической централизации и автоматической блокировки на горно-перевальном участке Алексей Дёмин трудится на станции Андриановская, но на время путевой кампании его поставили механиком временного блокпоста – по сути, мини-станции, которая служит для пропуска поездов во время ремонтных работ. Алексей контролирует и поддерживает в рабочем состоянии несколько стрелок, светофоры, соединённые устройствами автоматики и телемеханики.

До обеда Дёмин занимался обходом территории и проверкой исправности оборудования, осмотрел кабельную трассу: во время недавнего «окна» крупногабаритная техника могла случайно зацепить кабели. Однако всё было в порядке, и механик вернулся в модуль блокпоста.

Вахту на пульте несла дежурная блокпоста Алина Шонькина. Это была первая серьёзная практика четверокурсницы Улан-Удэнского колледжа железнодорожного транспорта. И хотя срок практики уже истёк, 19-летняя студентка решила задержаться – работать на блокпосту ей понравилось. Особенно в день проведения ремонтных работ, когда на пульте полно народа, в том числе опытные дежурные с ближайших станций – Андриановской, Утулика или Слюдянки-2.

В тот четверг здесь было безлюдно: блокпост стоял на автодействии, стрелки были закреплены, оставалось только контролировать работу автоматики. Именно автоматика первой и предупредила о нештатной ситуации во время прохождения по чётному пути грузового поезда. Когда состав проследовал вторую стрелку, на пульте дежурного сработала звуковая и световая сигнализация. Мигающая красная лампочка говорила о потере контроля над стрелкой.

Алина сразу перекрыла все светофоры и кинулась в соседнее помещение к Алексею. Дёмин проверил все варианты ложного срабатывания, однако тревож­ный звонок продолжал звенеть.

Вторая стрелка находилась всего в 30 м от блокпоста, но рассмотреть из помещения, что привело к срабатыванию сигнализации, было невозможно: видимость закрывал находящийся на возвышении первый путь. Алексей побежал посмотреть, что же всё-таки случилось. Дождался, пока пройдёт последний вагон поезда, поднялся на первый путь и увидел повреждённые межостряковые тяги и отброшенные в сторону отбойники. А за уходящим в сторону тоннеля поездом поднимался столб пыли.

«Понял, что был сход, потому что на путях остались две глубокие борозды, одна в колее, другая между путями, – рассказывает Алексей Дёмин. – Крикнул Алине, чтобы вызывала по рации машиниста, остановила поезд и звонила на станцию Слюдянка-2 – пусть тормозят там все поезда, и чётные, и нечётные».

Секунд через 20 поезд с сошедшим вагоном вынырнул с другой стороны тоннеля и остановился.

Начальник Слюдянской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Алексей Иванищев отметил, что Алексей Дёмин в этой ситуации предпринял грамотные действия. Не растерялась и молодая практикантка. «Она первой выявила сход, и благодаря тому, что оперативно передала информацию на соседние станции, дежурные приняли своевременные меры к остановке и грузовых поездов, и пассажирского № 1 Владивосток – Москва, который должен был проследовать через этот участок», – говорит заместитель начальника Центра организации работы железнодорожных станций по кадрам Улан-Удэнского региона ВСЖД.

Автор: Сергей Кулыгин