Дежурный не робкого десятка Куйбышевский железнодорожник

Дежурный не робкого десятка

Геннадий Аляев, дежурный по переезду Рузаевской дистанции пути Куйбышевской дирекции инфраструктуры

Геннадий Аляев предотвратил ДТП на переезде и помог задержать угонщика автомобиля

Дежурный по переезду Рузаевской дистанции пути Куйбышевской дирекции инфраструктуры Геннадий Аляев 25 июня предотвратил столкновение застрявшей на переезде машины с пассажирским поездом и помог задержать угонщика автомобиля.

Это сейчас, спустя месяц с лишним, Геннадий Юрьевич спокойно вспоминает подробности того июньского четверга, а тогда ему довелось испытать немало тревожных минут.

«Я уже стоял на веранде, приготовился встречать пассажирский поезд. Ещё подумал, что этот автомобиль может доставить мне много хлопот. Так и получилось, – рассказывает дежурный по переезду. – Не доехав до шлагбаума 5 м, машина на полном ходу свернула на пешеходный переход. У меня буквально всё похолодело внутри. Выбежал из будки дежурного, подавая водителю предупредительные сигналы звуковым рожком и красным флажком, но тот на требования остановиться не реагировал».

«Газель» доехала до чётного пути, упёрлась передними колёсами в рельсы и заглохла. Аляев за три секунды сорвал пломбу, включил заградительную сигнализацию, сообщил о препятствии на пути дежурной по станции Сызрань-1 и поездному диспетчеру, затем по телефону вызвал сотрудников ГИБДД.

«Тревожное сообщение с переезда поступило, когда на станции уже объявили отправление пассажирского поезда, – вспоминает дежурная по станции Сызрань-1 Ольга Горюнова. – Мешкать было некогда: поезд тронется через 30 секунд. Схватила рацию, в последний момент дала команду машинисту переходить на нечётный путь».

Ситуация усугублялась тем, что следом за этим поездом, с разницей в 20 минут, шёл ещё один пассажирский сообщением Новороссийск – Пермь.

Между тем водитель «Газели» выскочил из кабины и бросился бежать. Аляев выбежал ему наперерез и схватил нарушителя. Железнодорожник сразу заметил неадекватное поведение этого мужчины лет сорока: речь его была несвязной, а взгляд блуждающим.

«Страха не было, за свою жизнь не раз приходилось бывать и в более сложных передрягах, стараюсь в любой ситуации сохранять выдержку и самообладание, – говорит Геннадий Юрьевич. – Так что я всегда начеку и готов к любым выходкам водителей».

Позднее выяснилось, что нарушитель употреблял запрещённые вещества, а «Газель» угнал с расположенного неподалёку предприятия. Но на пути угонщика оказались железнодорожный шлагбаум и дежурный не робкого десятка. Кстати, благодаря оперативным и решительным действиям Аляева и его коллег происшествие на переезде не повлияло на график движения поездов.

За 26 лет работы дежурным по переезду для Геннадия Аляева это была вторая нештатная ситуация, связанная с автомобилистами. Лет восемь назад легковушка на полном ходу врезалась в шлагбаум, снесла крышку заградительного переезда и застряла на рельсах – водитель был в невменяемом состоянии. «Хорошо, что в это время не было поездов, а машинист маневрового тепловоза успел затормозить в считаных метрах от переезда», – вспоминает тот случай Геннадий Аляев.

Мужество Геннадий Юрьевич проявлял на работе не раз. Однажды это едва не стоило ему жизни. «В 1990-е ко мне на переезд заявилась пара хулиганов, – вспоминает он. – Пристали с «дай закурить». Через переезд как раз следовал маневровый тепловоз. Я его проводил, зашёл в будку и получил удар в лоб. Ударил в ответ. Меня повалили на пол, один скрутил спереди руки, а второй сзади накинул на шею удавку. Говорят, что в экстремальных ситуациях жизнь пролетает перед глазами в считаные секунды – это действительно так. Но прощаться с жизнью в мои планы не входило. Собрав силы, подпрыгнул, раздвинул руки и на миг освободился от захвата. Потом локтем выбил окно и ласточкой вылетел из будки. Схватил попавшуюся под руку лопату и перешёл в наступление. Хулиганы ретировались».

Свой трудовой путь Геннадий Аляев начинал путейцем в Рузаевской дистанции пути, через три года перешёл работать дежурным по переезду. Его переезд расположен на перегоне Красный Узел – Рузаевка главного хода КбшЖД – один из самых оживлённых в дистанции: в сутки через него в среднем проходят более 2 тыс. единиц автотранспорта и 15 пар поездов.

Руководство Куйбышевской дирекции инфраструктуры отметило действия Геннадия Аляева благодарностью и премией.

Автор: Александр Савенков