Локомотив в надёжных руках Волжская магистраль

Локомотив в надёжных руках

Евгения Жирнов, машинист ТЧэ Муром Горьковской дирекции тяги

Многим своим молодым напарникам Евгений Жирнов помог стать хорошими машинистами

Ориентир в жизни он выбрал чёткий – профессия машиниста. Решение Евгений Жирнов принимал взвешенно, с учётом всех «за» и «против», прислушиваясь к советам знакомых, работавших в локомотивном депо Муром. Тогда ему было уже 22 года: не мальчишка. Знал, что на пути к цели придётся поработать сначала слесарем, потом, окончив курсы в дортехшколе, – помощником машиниста. И надо будет каждодневно доказывать: его можно направить на дальнейшее обучение, он сможет стать хорошим машинистом.

Именно хорошим. По-другому – не согласен. И Евгений присматривался к работе старших товарищей. К своему машинисту, Николаю Лашину, который был для него примером во всем.

– В поездке с ним чувствовал уверенность, – рассказывает Евгений Николаевич. – Не было никакого страха, волнения, которые бывают у новичков. Он всё знал и всё умел. Случись что непредвиденное – чётко скомандует помощнику, что и как делать. На любом тепловозе мог работать. Немногим это дано.

Многое перенял он и от Алексея Орлова, которого тоже считает своим наставником и которого всегда брал за образец.

– Авторитет непререкаемый. Алексей Петрович был очень требовательный к своим помощникам, но ещё больше – к себе. Спокоен в любой нештатной ситуации. Хотелось во всём быть похожим на него и на Николая Яковлевича Лашина. Но поначалу не всегда удавалось.

Обычно локомотивная бригада формируется из опытного машиниста и начинающего помощника. Или наоборот. Евгению Жирнову довелось испытать на себе другие подходы к организации труда локомотивных бригад. После обкатки на машиниста его включили в состав комсомольско-молодёжной колонны. Непросто было, не скрывает мой собеседник. Молодые – все. У кого чуть больше опыт работы, у кого – чуть меньше. Это сейчас есть сотовые телефоны и во время поездки можно получить консультацию в депо. А тогда приходилось собирать все свои знания, вспоминать тех-учёбу, до чего-то доходить самому. И уже потом, после поездки, обсуждать действия бригады с машинистом-инструктором.

– Нашу колонну возглавлял Виктор Николаевич Чернышёв, отличный специалист, знающий. Очень выдержанный. Умел построить занятия так, что всё становилось понятно. Чувствовалось, что с молодёжью ему интересно. Мог правильно настроить на работу. И мы старались его не подводить. Выполняли показатели, экономили топливо, делали всё, чтобы колонна занимала достойное место в соцсоревновании, – отдаёт должное своему бывшему руководителю Жирнов.

Интересуюсь, что самое сложное для него в работе машиниста. Евгений Николаевич ненадолго задумывается. Редкая поездка, говорит он, проходит абсолютно гладко. Техника есть техника. Но если хорошо знаешь локомотив, то не доведёшь дело до осложнений, найдёшь правильное решение. Для этого надо постоянно держать себя «в тонусе».

– Чуть засомневаюсь в чём-то, сразу сажусь за учебники, за схемы. Главное – знать, как выйти из положения.

И те «негладкие» моменты становятся просто рабочими, с которыми машинист первого класса, занятый в пассажирском движении, обязан быстро разобраться.

Сейчас Евгений Жирнов и сам является примером для молодёжи. Как когда-то для него – Николай Лашин и Алексей Орлов. За годы работы через кабину Жирнова прошло немало помощников.

– Мне грех на них жаловаться, – говорит Евгений Николаевич. – Хорошие ребята. Сейчас со мной работает Александр Калинин. 26 лет. Среднее техническое образование. Стаж три года. На лету всё схватывает. Что непонятно – переспросит. Во время поездок делал ему внезапные проверки – всё в порядке. Не ленится. Он у меня как надёжный штурман.

Многих своих помощников, тех, у кого уже были права управления локомотивом и в ком он был уверен, Евгений Николаевич настойчиво рекомендовал переводить за правое крыло локомотива. Буквально пороги у начальства обивал: человек готов стать машинистом.

Но и ответственность тут двойная. Ошибки на первых порах случаются у всех новичков. И тогда машинист-инструктор прямиком к Жирнову: твой воспитанник – разбирайся. И разбирается. Точнее, вместе с начинающим разбирает, что тот сделал неправильно.

– Один из самых ответственных работников, – говорит про него председатель первичной профсоюзной организации ТЧэ Муром Алексей Жидоморов. – Много занимается со своими помощниками, которые в дальнейшем становятся хорошими машинистами. Всегда очень переживает за них, когда те участвуют в деповском конкурсе профессионального мастерства. А сам не раз представлял Горьковскую дорогу на сетевом конкурсе и становился его призёром.

– Человек, знающий своё дело, профессионал, – солидарен с профсоюзным лидером машинист-инструктор Алексей Шишкин. – За время работы Евгений Николаевич накопил огромный опыт. Молодым всегда помогает. У него отличные отношения с коллегами. Со всеми находит общий язык. В депо его уважают.

Отменная характеристика. Как не уважать такого человека? Интересно, а какие качества сам Жирнов больше всего ценит в людях? Практически не задумываясь, Евгений Николаевич отвечает:

– Честность. Если вижу, что человек поступает непорядочно, для меня его уже не существует. «Здрасьте» при встрече – и всё.

Это – и о работе, и о жизни в целом. По пути ему только с надёжными людьми.

Автор: Марина Галкина